Дело 2-4609/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 октября 2010 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Малиновской И.Э.
при секретаре Малышеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к учреждению 1 учреждению 2, учреждению 3 о возложении обязанности по принятию мер, направленных на выделение и освоение денежных средств необходимых для проектирования и строительства камерных помещений для содержания подозреваемых и обвиняемых,
у с т а н о в и л:
Прокурор, обратился в суд с иском о возложении обязанностей : на учреждению 3 в лице директора обязанности по выделению денежных средств, необходимых для проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых на учреждению 2 в лице начальника об обеспечении проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых; на начальника учреждению 1 по освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых, в обоснование указав, что по результатам проведенных прокурора в 2009 г.-2010 г. проверок начальнику учреждению 2 неоднократно вносились предписания об устранении нарушений требований федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых обвиняемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее закона) в части материально-бытового обеспечения арестованных, однако до настоящего времени указанные нарушения в полном объеме не устранены, а именно лимит наполнения учреждения, согласно ст. 23 закона установлен из расчета 4 кв.м. на одного человека, тогда как в соответствии с данными представленными администрацией учреждению 1 среднесписочная численность арестованных в 2009 г. составила 844 человека, за 8 месяцев 2010 г. - 813 человек, следовательно на одного человека приходится менее установленной нормы санитарной площади (3 кв.м.). Таким образом учреждению 3, учреждению 2, учреждению 1 не обеспечивают охрану прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц содержащихся в учреждению 1
В судебном заседании помощники прокурора -Е. Ю. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям указанным в заявлении, сославшись на то, что учреждению 3, учреждению 2, учреждению 1 не обеспечивают охрану прав, свобод и законных интересов осужденных лиц и лиц содержащихся в изоляторе, уточнив, что за 10 месяцев 2010 н. по состоянию на 19.10.2010 г. среднесписочная численность спецконтингента составила 804, в остальном поддержав доводы, приведенные в исковом заявлении..
Представители ответчика учреждению 2., учреждению 2 Ч.., Б.., учреждению 1 Д. заявленные требования не признали, просили в удовлетворении заявленных требований к ответчикам отказать в полном объеме, в обоснование указав, что заявленные требования прокурора сводятся и в случае их удовлетворения приведут к расширению полномочий учреждению 3, учреждению 1, установленных и предоставленных ответчикам федеральными законами Российской Федерации, регулирующими отношения инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме государственных капитальных вложений РФ, принимая во внимание, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2006 г. № 540 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016г.г.)» предусмотрена реализация инвестиционного проекта «Строительство режимного объекта корпуса учреждению 1 на 200 мест, финансирование которого в 2013 г. составит 11 775 700 руб. при предполагаемой стоимости 214 244 000 руб. Так же пояснив, что в соответствии Положением о учреждению 1 изолятор является бюджетным учреждением, подведомственным учреждению 3, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета через орган федерального казначейства и учреждению 2 в порядке установленном действующим законодательством. В соответствии с п.4.2.9. начальник следственного изолятора распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными следственному изолятору из федерального бюджета по целевому назначению на решение поставленных перед ним задач. Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и получателями бюджетных средств. К полномочиям учреждению 3 в соответствии с Положением о учреждению 3, относится осуществление функций главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, в остальном поддержав доводы представленные в письменных возражениях, приобщенных письменным материалам дела.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
Согласно ст.ст. 4, 17, 23 Федерального Закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно ст.15 Федерального Закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено установление режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых. Обеспечение режима возлагается на администрацию учреждения, которая несет установленную законом ответственность за неисполнение и ненадлежащие исполнение служебных обязанностей.
Положением пункта 2.4. о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 N 20, одной из задач следственного изолятора является обеспечение соблюдения прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Исходя из норм содержащихся в п. 3.11 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации", утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.01.1999 N 20, следственный изолятор осуществляет материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствии с требованиями гигиены, санитарии, законодательством об охране здоровья граждан и нормами, установленными законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, в соответствии с проведенными в период времени 2009 -2010 г.г. проверками на имя начальника учреждению 2 неоднократно вносились представления об устранении нарушений требований законодательства в части материально-бытового обеспечения арестованных, в том числе и в части установленных лимитов среднесписочного количества арестованных содержащих в следственном изоляторе.
Согласно данным администрации учреждению 1 среднесписочная численность арестованных в 2009 г. составила 844 человека, за 10 месяцев 2010 г. - 804 человека.
Приказом Минюста РФ № 107 от 07.05.2010 г. и приказом учреждению 2 № от ДД.ММ.ГГГГ лимит наполнения учреждению 1 установлен в 632 человека.
Вместе с тем, не смотря на то, что лимит наполнения учреждения установлен из расчета 4 кв.м. на одного человека и соответствует камерным площадям учреждению 1 среднесписочная численность арестованных значительно превышает нормы, в связи, с чем установленный лимит площади -4 кв.м. на одного человека уменьшается, что свидетельствует о не надлежащем создании необходимых бытовых условий содержания спецконтингента, отвечающих требованиям санитарии и гигиены, что в свою очередь не может не влиять на антисанитарную обстановку, влекущую вредные для здоровья и благополучия лиц в них содержащихся, принимая во внимание сроки нахождения и пребывания последних в указанных условиях и тем самым не обеспечивается должным образом охрана прав и свобод содержащихся лиц в учреждении.
В соответствии с п.п. 3, 6, п.3, Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ № 1314 от 13.10.2004 г. основной задачей учреждению 3 является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных лиц, содержащихся под стражей, создание осужденными и лицами, содержащимися под стражей, условий содержания соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и Федеральных законов.
учреждению 3 осуществляет материально техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительно системы и реализации возложенных на нее функций.
Исходя из положения об учреждению 2 начальник осуществляет руководство и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций, является распорядителем финансовых средств, утверждает перераспределяет в пределах своих полномочий и объемов бюджетных ассигнований и материально-технические средства.
Представленные представителями ответчиков : паспорт инвестиционного проекта, представленного для проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета - целью которого является приведение в соответствие площади помещений учреждения учреждению 1 с требованиями СП15-01 Минюста России, а именно строительство режимного корпуса на 200 мест, с установленным сроком реализации с 2013 г. по 2015 г., предполагаемым главным распорядителем которого является учреждению 3, заказчиком учреждению 2; бюджетная заявка на ассигнование из федерального бюджета для финансирования объектов капитального строительства, в том числе строительство режимного корпуса на 200 мест учреждению 1 в 2013 г., как и доводы представителей учреждению 3, учреждению 2, учреждению 1 о том, что согласно утвержденной Постановлением Правительства 05.09.2006 г. федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016г.г.)» разработан паспорт предполагаемого инвестиционного проекта на строительство режимного корпуса на 200 мест учреждению 1, подачи бюджетной заявки на 2013 г. во исполнение указанного инвестиционного проекта, судом не могут быть положены в основу отказа в удовлетворении заявленных требований, при наличии установленных обстоятельств, приведенных в решении выше, поскольку необходимость в строительстве режимного объекта существует, однако количество запланированных проектом мест необходимых для нормального содержания, в соответствии с требованиями приведенных выше законодательных актов, в режимном учреждении спецконтингента гораздо больше предполагаемого в инвестиционным проектом, исходя из представленной информации о среднесписочной численности спецконтингента за 2009 г. 2010 г., а предполагать что количество лиц содержащихся в изоляторе уменьшится не представляется возможным.
В этой связи, с учетом приведенных положений нормативно-правовых актов, регламентирующих полномочия должностных лиц системы исполнения наказаний, исходя из безусловной обязанности государственных органов выполнять функций по обеспечению санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся под стражей, а также необходимости исключения несоблюдения прав на получение материально-бытового обеспечения на учреждению 3 в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, возлагается обязанность по выделению денежных средств, для обеспечении проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых; на учреждению 2 возлагается обязанность по перераспределению поступивших от учреждению 3 бюджетных средств на проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых; на учреждению 1 в лице начальника возлагается обязанность по освоению выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Заявление прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать учпержение в лице директора, как главного распорядителя денежных средств федерального бюджета, выделить денежные средства необходимые для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в учреждении 1.
Обязать учреждение 2, в лице начальника, перераспределить поступившие от учреждению 3 бюджетные средства для обеспечения проектирования и строительства камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в учреждении 1.
Обязать - учреждение 1 в лице начальника, освоить выделенных денежных средств на проектирование и строительство камерных помещений для содержания 250 подозреваемых и обвиняемых в учреждении 1.
На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий Малиновская И.Э.