Решение о внесении изменений в приказ об увольнении, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск



Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

25 октября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Киселева К.И.

при секретаре: Захаровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова А.М. к Управлению внутренних дел по Смоленской области о внесении изменений в приказ об увольнении, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,

у с т а н о в и л:

Устинов А.М. обратился в суд с вышеуказанными требованиями к УВД по Смоленской области. Истцом приведены ссылки на то, что в порядке перевода он был принят в орган внутренних дел в 2003г. после прохождения службы в системе органов налоговой полиции.

При увольнении из УВД по Смоленской области ему установлена выслуга - 28 лет 05 месяцев 00 дней. Такое решение затрагивает его права и охраняемые законом интересы ввиду неправомерности уменьшения ответчиком на 6 месяцев периода выслуги. Полагает, что в соответствующий период в льготном исчислении подлежал включению и годичный промежуток времени его обучения во втором ВУЗе.

Кроме того, прекращение в 2009г. предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел является не соответствующим закону, поскольку при разрешении данного вопроса следует учитывать не только сведения о сроке службы непосредственно в органах внутренних дел, но и период прохождения им службы в органах налоговой полиции.

Представитель УВД по Смоленской области Герасимова Г.В. сочла иск необоснованным. Отметила, что в период выслуги лет допустимо включать лишь период обучения сотрудника МВД в одном из ВУЗов, что и было осуществлено в рассматриваемом случае.

Выплата денежной компенсации за дополнительный отпуск истцу недопустима, поскольку стаж его службы непосредственно в органах внутренних дел составляет менее 10 лет (7 лет).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

К числу неотъемлимых прав граждан России отнесена и возможность получения гарантированной государственной поддержки в области пенсионного обеспечения (ч.2 ст. 7, ст.39 Конституции РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Согласно положениям абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 распространено на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

По делу установлено, что в период с 1976г. по 1980г. А.М. Устинов проходил обучение в <данные изъяты> (л.д.17)

В дальнейшем, с 1983г. по 1987г. обучался во <данные изъяты> (л.д.18).

С 01 января 1994г. по 30 июня 2003г. проходил службу в федеральных органах налоговой полиции на должностях старшего начальствующего состава (л.д.10).

При увольнении из органов налоговой полиции кадровой службой Управления ФСНП России по Смоленской области истцу была определена общая выслуга по состоянию на 01 июля 2003г. - 22 года 00 месяцев 12 дней. При этом в указанный период включено время обучения Устинова А.М. в двух вышеуказанных учебных заведениях в пределах 5 лет исходя из соотношения один год учебы за шесть месяцев службы, а именно - 2 года 6 месяцев (л.д.14-16).

01 июля 2003г. в порядке перевода Устинов А.М. принят на службу в органы внутренних дел (л.д.10-11).

В соответствии с приказом начальника УВД по Смоленской области от 18 июня 2010г. №193л/с, на основании приказа МВД России от 25 мая 2010г. №512 л/с, он уволен со службы; ответчиком определена выслуга лет для назначения пенсии равная 28 годам 05 месяцам 00 дням. Вместе с тем, соответствующее исчисление осуществлено с учетом лишь четырех лет обучения истца в <данные изъяты>, без суммирования к указанному времени годичного промежутка времени учебы истца во втором ВУЗе (до установленного законодательством предельно допустимого пятилетнего периода подлежащего учету при исчислении пенсионного стажа) (л.д.13).

Суд первой инстанции находит изложенные истцом доводы о недопустимости исключения из его пенсионного стажа периода обучения в течение одного года во втором ВУЗе заслуживающими внимания.

Как буквальное содержание указанной правой нормы, так и её общий смысл, во взаимосвязи с основополагающими положениями статей 7, 39 Конституции России, а также статьи 18 Федерального Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с очевидностью и бесспорностью исключающие двоякое толкование, свидетельствуют о том, что социально ориентированное государство, которым и является Российская Федерация, гарантирует гражданам право на получение материальной поддержки в виде предоставления последним пенсионных выплат, исчисленных исходя из стажа, в который включается период их обучения в высших учебных заведениях.

Применительно к разрешаемому спору, действующее законодательство не содержит положений о недопустимости учета в соответствующем общем пятилетнем периоде, годичного промежутка обучения гражданина во втором ВУЗе - после завершения четырехлетнего обучения в первом институте.

Юридически значимым обстоятельством для зачета периода обучения в стаж службы, является установление факта учебы гражданина на протяжении 5 лет в образовательных учреждениях единого высшего уровня - вне зависимости от прохождения такого процесса в одном либо в двух институтах.

Ссылки УВД по Смоленской области на правоприменительную практику Верховного Суда РФ (утвержденный постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 6 октября 2004г. Обзор законодательства и судебной практики за второй квартал 2004г.), не могут быть приняты во внимание. Приведенное высшей судебной инстанцией в отмеченном Обзоре толкование законодательства относится к иной правовой ситуации - разрешению вопроса о возможности сложения периодов обучения претендующих на пенсию граждан в учебных учреждениях различных уровней - среднего и высшего образования.

По убеждению суда, позиция, отраженная в приказе УВД по Смоленской области от 18 июня 2010г. <данные изъяты>, изданном прежним руководителем Управления, является недопустимым и произвольным толкованием закона, не соответствующим его смыслу, очевидная суть которого сводится к констатации возможности реализации истцом пенсионных прав, исходя из предложенного им в иске варианта.

При таком положении, суждение Устинова А.М. о наличии оснований к возложению на ответчика обязанности внести в приказ от 18 июня 2010г. <данные изъяты> изменения с указанием в качестве его выслуги 29 лет 00 месяцев 2 дней, признается состоятельным. В этой связи соответствующее требование подлежит удовлетворению.

Также заслуживают положительной оценке и доводы истца о наличии оснований для взыскания с Управления в его пользу денежной компенсации за неиспользованный в 2009г. отпуск в размере <данные изъяты> руб.

В силу статьи 54 Федерального Закона от 30 июня 2003г. №86-ФЗ, выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993г. №4991-1, в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода, засчитываются в выслугу в органах внутренних дел.

В соответствии со ст.51 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв.Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1993г. №4202-1, сотрудникам органов внутренних дел предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел после 10 лет службы.

Исходя из системной связи положений указанных норм, правом на предоставление дополнительного отпуска обладают не только лица проходящие службу на протяжении определенного времени непосредственно в органах внутренних дел, но и граждане, которые в порядке перевода приняты в систему МВД с зачетом периода времени службы в иных правоохранительных органов, в которых они являлись сотрудниками, имеющими специальные звания.

Указание Управления на отсутствие тождества в действующем законодательстве понятий «выслуга лет» и «стаж службы», а также ссылки на непринятие Порядка исчисления дополнительного отпуска за стаж службы, допускающего учет периодов службы сотрудника в иных правоохранительных органах, не может служить основанием к отказу в соответствующей части иска.

Выслуга лет лиц проходившим правоохранительную службу по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.

Соответственно, вне зависимости от приведенных ответчиком возражений, с учетом того, что при предоставлении социальных гарантий сотруднику органу внутренних дел подлежит безусловному учету его служебная деятельность в иных правоохранительных органах (ст.54 Федерального Закона от 30 июня 2003г. №86-ФЗ), оспариваемый Устиновым А.М. отказ Управления в предоставлении дополнительного отпуска за 2009г., следует признать неправомерным.

Непринятие уполномоченными органами нормативно-правового акта, регламентирующего процедуру учета периода службы сотрудника органа внутренних дел в иных правоохранительных органах, не является обстоятельством, препятствующим для взыскания с УВД по Смоленской области в пользу истца соответствующей денежной компенсации за дополнительный отпуск в размере <данные изъяты> руб., исходя из представленного суду расчета (л.д.3, 31).

Кроме того, не может быть проигнорировано судом и то обстоятельство, что на протяжении нескольких лет (2006-2008г.г.), ответчик признавал наличие у Устинова А.М. права на предоставление дополнительного отпуска в количестве 10 дней (л.д.47).

С учетом обстоятельств и степени сложности судебного процесса, объема оказанной представителем - профессиональным адвокатом юридической помощи, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, по правилам ч.4 ст.1, ст.100 ГПК РФ, возлагает на УВД по Смоленской области обязанность возместить Устинову <данные изъяты> руб. представительских расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Управление внутренних дел по Смоленской области внести изменение в приказ УВД от 18 июня 2010г. <данные изъяты> и установить Устинову А.М. в указанном приказе выслугу лет, дающую право на пенсию - 29 лет 00 месяцев 2 дня.

Взыскать с Управления внутренних дел по Смоленской области в пользу Устинова А.М. денежную компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск в 2009г. в сумме <данные изъяты> руб., а также <данные изъяты> руб. представительских расходов.

В остальной части требований отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в 10-дневный срок.

Судья. подпись.

Копия верна. Судья. К.И. Киселёв

-32300: transport error - HTTP status code was not 200