о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных прав



Дело № 2-3854/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панькевича А.И. к УВД по Смоленской области о признании действий незаконными и восстановлении нарушенных прав,

установил:

Панькевич А.В. обратился в суд к УВД по Смоленской области с заявлением о признании незаконным решения об исключении из списков на получение государственного жилищного сертификата, восстановлении в списках, указав, что в связи с прохождением службы в органах внутренних дел с 2002г. состоял на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. После увольнения из органов внутренних дел в 2003г. он подал заявление о постановке на получение государственного жилищного сертификата и по состоянию на 2010г. его очередь значилась по № 12. Однако в мае 2010г. решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области он исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, что считает незаконным, т.к. уволен из органов в связи с организационно-штатными мероприятиями и до настоящего времени является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Выдача жилищных сертификатов в органах наркоконтроля, где он в настоящее время проходит службу, не предусмотрена.

В судебном заседании Панькевич А.В. и его представитель Новикова Г.И. требования поддержали в полном объеме.

Представитель УВД по Смоленской области Харламенкова Е.М. требования не признала, поддержав письменные возражения, где указано, что Панькевич А.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право состоять в списках УВД на улучшение жилищных условий, поскольку в июне 2003г. трудовые отношения с ним были прекращены и он не является пенсионером МВД РФ, а также истек срок нахождения на учете после увольнения по сокращению штатов, предусмотренный ч.3 п.п. «д» п.1 ст.16 Закона Смоленской области от 19.12.1996г. № 36-з. Кроме того, после увольнения из органов внутренних дел истец проходит службу в Управлении ФСКН по Смоленской области, где состоит на очереди в улучшении жилищных условий.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области от 10.12.2002г. Панькевич А.М., как работник ОБНОН УВД включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Приказом начальника УВД от 30.06.2003г. № 215 л/с истец уволен по основанию п. «е» ч.6 ст.19 Закона РФ «О милиции» (в связи с сокращением штатов).

Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии УВД по Смоленской области от 19.05.2010г. истец исключен из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что прекращены трудовые отношения с УВД по Смоленской области в 2003г. и истек предусмотренный п. «д» ст.16 Областного закона № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма» действующего в период постановки на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, срок нахождения на учете после увольнения по сокращению штатов.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.

В силу ст.32 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г., право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Согласно п. «д» ч.1 ст.16 Закона Смоленской области от 19.12.1996г. № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в Смоленской области», действовавшего до 27.03.2006г., граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при прекращении трудовых отношений, кроме случая высвобождения в связи с сокращением численности или штата работников. В этом случае указанные лица сохраняли право после увольнения состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями). В случае, если коллективный договор (соглашение) не заключен либо указанные отношения в коллективном договоре (соглашении) не регламентируются, то указанные лица сохраняли право после увольнения состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по прежнему месту работы в течение двух лет со дня увольнения; государственные и муниципальные предприятия и учреждения вправе были решать вопрос об оставлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий работников, высвобождаемых в связи с сокращением численности или штата, до получения жилого помещения.

Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным приказом МВД РФ от 24.05.2003г. № 345 правом состоять на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий наделены сотрудники и пенсионеры органов внутренних дел.

Таким образом, из содержания указанных норм следует, что нахождение в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, уволенных по сокращению штатов, допускается при условии наличия у них права на пенсию по линии МВД России. В противном случае указанные лица сохраняют право состоять на очереди не более 2-х лет.

Как установлено судом, истец не относится к категории лиц, имеющих право на пенсию по линии МВД, а также истек срок его нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий после увольнения.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время истец проходит службу в Управлении ФСКН России по Смоленской области, где с 26.10.2005г. состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.п.40 п.8 Указа Президента РФ от 28.07.2004г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» в полномочиям ФСКН России отнесено принятие мер по улучшению жилищных условий сотрудников, федеральных государственных служащих и работников органов наркоконтроля и членов их семей, в том числе посредством участия в жилищном строительстве.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников органов наркоконтроля, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, определен приказом ФСКН от 20.01.2009г. № 30.

В соответствии с п.9, 12 Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений, утвержденной вышеназванным приказом, предоставление жилых помещений сотрудникам, гражданским служащим и работникам осуществляется из средств федерального бюджета. Жилые помещения предоставляются сотрудникам, гражданским служащим и работникам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях по месту их постоянной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде отдельной квартиры на семью по очередности, исходя из времени принятия их на учет и льгот на предоставление жилых помещений, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, реализация имеющегося у истца права на улучшение жилищных условий, в настоящее время должна производиться путем его обеспечения жилым помещением по месту службы, где он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Доводы иска о том, что действующее законодательство не предусматривает зависимость предоставления жилищного сертификата от наличия статуса пенсионера, не могут быть приняты во внимание.

В силу п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153, право на участие в подпрограмме связывается с нахождением перечисленных в названном пункте лиц на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Панькевича А.В. суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Панькевича А.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.

Председательствующий Д.Н.Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.10г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200