о признании права на включение в списки граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Малиновской И.Э.

при секретаре Малышеве А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева А.А. к администрации о признании постановления администрации города Смоленска от 30.03.2010 г. недействительным, включении в состав участников городской целевой программы,

у с т а н о в и л:

Ковалев А.А. обратился в суд с заявлением о признании постановления администрации г. Смоленска об исключении его семьи из состава участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» недействительным, включении в состав участников данной программы, указав, что постановлением администрации г. Смоленска от 30.03.2010г. № 612-адм он с семьей исключен из состава участников Программы в связи с достижением им предельного возраста, допустимого для участия в программе. Считает действия администрации г. Смоленска по исключению его с семьей из программы незаконными, т.к. согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», участницей подпрограммы может быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в подпрограмму. На день принятия администрацией г. Смоленска решения о включении его семьи в состав участников городской целевой программы его возраст не превышал 35 лет, так же просит взыскать с ответчика расходы, понесенные в связи с оплатой госпошлины при подаче иска в суд.

Ковалев А.А., извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, представителя не направил, о рассмотрении дела в его отсутствии не просит.

Представитель администрации -С. заявленные требования не признал, указав, что в соответствии с п.5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, в программу включаются лица, не достигшие 35-летнего возраста. С учетом времени обращения Ковалева А.А. в администрацию г. Смоленска с соответствующими заявлениями (01.02.2008г.) семья заявителя включена администрацией г. Смоленска в список молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г. Данный список направлен в Департамент, поскольку формирование списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат входит в компетенцию органа исполнительной власти субъекта РФ в лице названного Департамента. Указанный список еще не сформирован, поскольку не определены контрольные цифры федеральных средств. В связи с тем, что Ковалеву А.А., 28.01.1974 г. рождения, в 2010г. исполнилось 36 лет, т.е. еще до формирования Департаментом списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2010 г., с февраля 2010г. семья заявителя не может быть участницей подпрограммы, в связи с чем администрации принято оспариваемое истцом решение об исключении ее из состава участников. Настаивает на рассмотрении дела по существу, исходя из тех требований, которые истцом заявлены.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент, извещенный о дате и времени рассмотрения дела в суд не явился, возражений по существу заявленных требований не представил.

Принимая во внимание, что истец о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, причин уважительности не явки в назначенное время не представил, представителя не направил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, ответчик настаивает на рассмотрении дела по существу, судом в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела в отсутствие истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Согласно п.5 указанных Правил, участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Смоленска от 21.02.2008г. № 154-адм Ковалев А.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей», с составом семьи 3 человека (он, жена К.., сын В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения) под номером 173 (л.д. 7-8).

Постановлением администрации г. Смоленска от 30.03.2010г. № 612-адм Ковалев А.А. с семьей исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий применительно к долгосрочной городской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы и из состава участников долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы, в соответствии с п.5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. №285, разделом 5 долгосрочной городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы, в связи с достижением предельного возраста 36 лет, допустимого для участия в данной Программе (л.д. 9-10).

В соответствии с п.п. «а» п. 18 Правил основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ее несоответствие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

Данное условие также предусмотрено п.2.4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2004-2010годы, утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 26.07.2006г. № 273.

Как видно из материалов дела, по состоянию на дату принятия оспариваемого постановления Ковалеву А.А. исполнилось 36 лет.

Из материалов дела также усматривается, что администрации в адрес Департамент направлен список молодых семей-участников целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г. по г. Смоленску, семья Ковалева А.А. указана под № 47.

Согласно п. 17 Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, что и было сделано, как указано выше. Таким образом, семья Ковалева А.А. находилась в списке семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2010г.

В соответствии с п.25,25 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, размера бюджетных ассигнований.

Согласно объяснений представителя администрации, список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010году, еще не сформирован, поскольку не определены контрольные цифры выделяемых субъекту РФ средств федерального бюджета. Таким образом, даже в случае выделения Смоленской области финансовых средств, достаточных для включения семьи Ковалева А.А. в список претендентов на получение социальных выплат на 2010г., он не может быть участником данной программы, поскольку Ковалеву А.А. уже исполнилось 36 лет и данная семья перестала соответствовать установленному подпунктом а) пункта 5 Правил понятию «молодая семья» в части соблюдения требований предельного возраста членов семьи.

Восстановление семьи заявителя в сводном списке семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, как того просит Ковалев А.А., во всяком случае неизбежно приведет к исключению его из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат при формировании этого списка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следует также отметить, что Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2009г. № ГКПИ09-1535 подпункт а) пункта 5 Правил в части установления предельного возраста в 35 лет на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, признан законным и соответствующим положениям Жилищного кодекса РФ.

При этом, как отмечено в указанном Решении, признание подпункта «а» пункта 5 Правил недействующим в оспариваемой части, как того просит заявитель, привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку допускало бы возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты.

Таким образом, Верховный Суд РФ, делая вывод о действительности оспариваемого положения Правил, говорит о том, что исключение данного критерия приведет к возможности при реализации программы предоставлять социальную выплату гражданам, чей возраст превысил 35 лет на день получения этой выплаты (как раз на это и направлены требования заявителя), что приведет к снижению уровня социальной защиты молодых семей.

При этом доводы заявителя о том, что единственным основанием для исключения молодой семьи-участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы является в соответствии с п. 52 Правил перечисление денежных средств, суд находит несостоятельными. Данный пункт определяет дату, с которой социальную выплату следует считать предоставленной, после чего наступают последствия в виде исключения молодой семьи из списков участников. Однако данное положение нельзя отнести к единственному основанию для исключения молодой семьи из списков, поскольку основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы предусмотрены п. 18 Правил и данные основания применимы как на стадии приема документов органом местного самоуправления и внесения семьи в список молодых семей-участников подпрограммы, так и на стадии утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в планируемом году.

Таким образом, суд приходит к выводу о законности вынесенного администрации постановления об исключении Ковалева А.А. с семьей из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и из состава участников городской целевой программы, поскольку Ковалев А.А., еще не будучи включенным в список претендентов на 2010г., уже достиг предельного возраста, установленного Правилами, вследствие чего семья заявителя перестала отвечать понятию «молодая семья».

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании постановления администрации города Смоленска от 30.03.2010 г. недействительным, включении в состав участников городской целевой программы Ковалеву А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий судья Малиновская И.Э.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200