решение о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения и возложении обязанности по такому согласованию



Дело № 2-3765/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

Председательствующего Мацкив Л.Ю.

при секретаре Вороновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дерьбякова С.И. к <данные изъяты> о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения и возложении обязанности по такому согласованию,

установил:

Дерьбяков С.И. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании незаконным отказа в согласовании переустройства принадлежащей ему на праве собственности квартиры <адрес> и возложении на ответчика обязанности по принятию решения о таком согласовании, в обоснование указав, что для проведения переустройства, связанного с установкой в жилом помещении индивидуальной системы отопления и горячего водоснабжения в марте 2010 года обратился в <данные изъяты> с соответствующим заявлением, представив для положительного разрешения вопроса все необходимые документы. Однако ответчик в удовлетворении его просьбы отказал, сославшись на отсутствие согласования проекта переустройства с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При этом <данные изъяты> и ФГУЗ «<данные изъяты>» отказали ему в согласовании проекта переустройства, поскольку такое согласование не предусмотрено действующим федеральным законодательством. Планируемое переустройство не представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом к участию в деле в качестве в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены <данные изъяты>, ОАО «<данные изъяты>» и ФГУЗ «<данные изъяты>».

В судебном заседании истец, его представитель Цуриков С.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель <данные изъяты> по доверенности Сысоев А.В. иск не признал, ссылаясь на п. 4.4.5 Территориальных строительных норм Смоленской области «Поквартирные системы теплоснабжения от котлов на газовом топливе», утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 07.10.2002г. № 245, указал на необходимость наличия согласования с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора отвода продуктов сгорания в атмосферу и забор воздуха на горение с использованием коаксиальной (соосной) трубы через наружные конструкции здания.

Третьи лица <данные изъяты>, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, просят рассмотреть дело без их участия (л.д. 122, 138, 139).

<данные изъяты> в отзыве на иск сообщило, что проектная документация, в том числе проекты перепланировки квартир, подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе о соответствии санитарным требованиям, с выдачей экспертных заключений. Экспертиза проводится ФГУЗ «<данные изъяты>». В настоящее время отсутствуют санитарные правила с требованиями к установке и эксплуатации индивидуальных поквартирных газовых систем отопления в многоквартирных домах. Требования по установке газового оборудования в жилых домах изложены в строительных нормах и правилах. Управление не уполномочено осуществлять деятельность по надзору за проектами строительства, строящимися объектами и приемкой их в эксплуатацию в связи с произошедшими изменениями в законодательстве, на что неоднократно обращалось внимание Губернатора Смоленской области о внесении соответствующих изменений в территориальные строительные нормы Смоленской области (л.д. 115, 120, 139).

ФГУЗ «<данные изъяты>» в отзыве на иск, сославшись на разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, указало, что оснащение системами поквартирного отопления (котлами) жилых помещений возможно только при условии выведения продуктов неполного сгорания через коллективный организованный газоотводный канал на 1,5 метра выше конька крыши жилого дома. Данные требования изложены в строительных нормах и правилах и должны исполняться при установке газового оборудования в жилых домах. В настоящее время отсутствуют санитарные правила с требованиями к установке и эксплуатации индивидуальных поквартирных газовых систем отопления в многоквартирных домах (л.д. 138).

ОАО «<данные изъяты>» в отзыве не возражают против удовлетворения иска, указывая на то, что проектно-конструкторское управление ОАО «<данные изъяты>» осуществляет расчет выброса загрязняющих веществ, выделяющихся от бытового газового оборудования. Расчет рассеивания вредных веществ в атмосфере производится по программе «Эколог ПРО» версии 3.3 1996-2003г. фирмы «Интеграл» г. Санкт-Петербург. Данная деятельность осуществляется на основе Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства (Приложение к Свидетельству, пункт 9 - работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды), выданное саморегулируемой организацией НП «Газораспределительная система. Проектирование» (л.д. 122).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, для чего в данный орган собственником жилого помещения представляется установленный законом исчерпывающий перечень документов: соответствующее заявление, правоустанавливающие документы и технический паспорт на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки, заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.ч. 1-3 ст. 26 ЖК РФ).

Исходя из положений ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 1) непредставления определенных ч.2 ст.26 Кодекса документов; 2) представления документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

По делу установлено, что Дерьбяков С.И., являясь собственником квартиры <данные изъяты>, расположенной на девятом этаже девятиэтажного жилого дома <адрес>, обратился в Жилищное управление Администрации г. Смоленска с заявлением о согласовании переустройства названного жилого помещения, связанного с дополнительной установкой газового оборудования (газового котла) и поквартирной системы отопления и горячего водоснабжения, представив для этого все необходимые документы, в числе которых: письменное сообщение ОАО «<данные изъяты>» от 15.12.2009 года № 3184-ж об отсутствии возражений по переустройству (л.д. 12, 60); акт СОО ВДПО от 10.12.2009г. № 338 о наличии тяги в вентиляционных каналах и исправности оголовки дымовых каналов (л.д. 14, 59); сообщение ОГУК «<данные изъяты>» от 28.12.2009 года о допустимости проведения переустройства и ремонтно-строительных работ в соответствии с действующими строительными нормами и правилами без ослабления несущих конструкций здания (л.д. 58); свидетельство о государственной регистрации права собственности от 05.03.2009г. (л.д. 5); договор дарения от 09.02.2009г. (л.д. 6); технический паспорт квартиры с характеристиками помещения (л.д. 57); проектную документацию, в том числе с расчетами выброса загрязняющих веществ, выделяющегося из бытового газового котла (л.д. 8-56, 62-63).

Письмом от 04.03.2010 года № 1809 истцу отказано в удовлетворении его просьбы со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ ввиду отсутствия согласования проекта переустройства с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора, что предусмотрено п. 4.4.5 Территориальных строительных норм Смоленской области «Поквартирные системы теплоснабжения от котлов на газовом топливе», утвержденных Постановлением Администрации Смоленской области от 07.10.2002 года № 245. В письменном отношении Дерьбякову разъяснялось, что планируемое им переустройство предполагает дымоудаление от котла через коаксильный дымоход, который выводится за пределы наружной стены; забор воздуха на горение осуществляется через заборную трубу также снаружи здания (л.д. 16), тогда как в соответствии с п. 4.4.5 названных ТЕР отвод продуктов сгорания в атмосферу и забор воздуха на горение допускается предусматривать коаксиальной (соосной) трубой через наружные конструкции здания при согласовании с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. 62-63).

При обращении Дерьбякова в <данные изъяты> ему со ссылкой на письмо <данные изъяты> от 09.02.2010 года № 01/1686-0-32 было разъяснено об отсутствии необходимости в согласовании проекта переустройства (индивидуального газового «поквартирного» отопления), получение которого в соответствии с действующим федеральным законодательством в данном случае не требуется.

В апреле 2010 года, истец повторно обратился к ответчику с заявлением о согласовании переустройства, представив копию письма <данные изъяты> от 10.03.2010 года № 02-2116 (л.д. 61). Однако письменным отношением Жилищного управления <данные изъяты> от 14.04.2010 года № 1809 в согласовании переустройства Дерьбякову повторно отказано по аналогичным основаниям (л.д. 64).

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.

Исходя из взаимосвязанных положений ст. 8, ч. 1 ст. 26 ЖК РФ при проведении переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должны соблюдаться требования законодательства, действующие, в том числе, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в части установления санитарных правил и норм, обеспечивающих безвредность среды обитания человека).

В отличие от областного законодательства, действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») не требует получения санитарно-эпидемиологических заключений либо согласований в территориальных органах Роспотребнадзора проектов переустройства жилых помещений, в том числе, в случаях, связанных с установкой индивидуального газового «поквартирного» отопления.

Таким образом, установленное п. 4.4.5 Территориальных строительных норм Смоленской области «Поквартирные системы теплоснабжения от котлов на газовом топливе», утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 07.10.2002г. № 245 положение о согласовании с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора отвода продуктов сгорания в атмосферу и забор воздуха на горение с использованием коаксиальной (соосной) трубы через наружные конструкции здания, по сути, устанавливающее осуществление такими органами контрольных (надзорных) функций, полномочиями на выполнение которых они действующим федеральным законодательством не наделены, наряду с отказом <данные изъяты> и ФГУЗ «<данные изъяты>» в согласовании представляемого Дерьбяковым проекта переустройства, лишают истца возможности осуществления в установленном законом порядке улучшений принадлежащего ему имущества.

При разрешении спора, суд отмечает, что получение предусмотренного п.4.4.5 упомянутых ТЕР согласования не является самоцелью, а направлено на исключение возможного негативного влияния осуществляемых мероприятий по переустройству на условия проживания граждан в соответствующем многоквартирном доме.

В настоящее время отсутствуют нормативные (обязательные к исполнению) гигиенические требования к установке и эксплуатации индивидуальных поквартирных газовых систем в многоквартирных домах (ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ).

Вместе с тем согласно представленного Дерьбяковым технического заключения, составленного лицензированной организацией ООО «<данные изъяты>» от 14.10.2010г., отвод продуктов сгорания от котла предусмотрен через дымоотвод Д=60, который выводится за пределы наружной стены, поднимается по фасаду выше кровли на 1 м. Забор воздуха для обеспечения горения котла выполняется снаружи здания через воздуховод Д=100. Проектные решения, связанные с инженерным переоборудованием квартиры истца выполнены в соответствии со СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания», СНиП 2.04.05-91* «Отопление, вентиляция и кондиционирование», СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы», СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы», СНиП 23-01-99 «Строительная климатология», СП 41-08-2004 «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе», СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Принятые решения не нарушают права и законные интересы граждан и не создается угроза их жизни и здоровью, по разработанной проектной документации могут производиться монтажные работы (л.д. 140-144).

Согласно расчета выброса загрязняющих веществ, выделяющихся от бытового газового котла, устанавливаемого в квартире истца, произведенного ОАО «<данные изъяты>» в соответствии с рабочим проектом установки такого котла и данных, полученных от Смоленского областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета с использованием согласованной с ГГО им Воейкова программы «Эколог ПРО» учитывается, что котел устанавливается в квартире, расположенной на 9-м этаже девятиэтажного жилого дома; удаление продуктов сгорания производится через дымоход диаметром 80 мм. с внешней изоляцией, который выводится за пределы наружной стены и поднимается по фасаду здания выше кровли жилого дома на уровень 31,0 м. от земли. При этом загрязняющие вещества при сгорании газового топлива в котле индивидуального отопления квартиры <адрес> не окажут отрицательного влияния на состояние атмосферного воздуха. Максимальные выбросы веществ, выделяемых в атмосферу (диоксида азота, оксида азота, азота, оксида углерода, ангидрида сернистого) в любой точке прилегающей территории и контрольной точке на уровне окна девятого этажа не превышают предельно допустимые значения с учетом фоновых концентраций по данному району г. Смоленска (л.д. 27-56).

Собственники квартир дома <данные изъяты> не возражают против того, что в квартире <адрес> названного дома будет сделано сквозное отверстие для вывода трубы для индивидуального газового отопления (л.д. 127-132).

При таком положении, поскольку в деле имеются убедительные доказательства, опровергающие тот факт, что планируемое Дерьбяковым переустройство с установкой индивидуальной поквартирной системы отопления может явиться дополнительным источником загрязнения окружающего атмосферного воздуха продуктами неполного сгорания используемого топлива, а также загрязнения внутренней среды жилых помещений многоквартирного дома <адрес> (нарушения прав граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека - ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ), принимая во внимание отсутствие у истца реальной возможности представления согласованного органами СЭЗ проекта переустройства ввиду правовой неопределенности в вопросе о выполнении данными органами контрольных функций в отношении подобных проектов, учитывая, что Дерьбяков представил в надлежащий орган все необходимые для согласования переустройства документы, а несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства судом не установлено, исходя из того, что постановленное по делу судебное решение должно разрешать спор по существу, устраняя возникшую неопределенность спорных правоотношений, суд приходит к вводу об обоснованности заявленных Дерьбяковым исковых требований, в связи с чем, признает решение Администрации г. Смоленска об отказе истцу в согласовании переустройства принадлежащей ему квартиры незаконным с возложением на муниципалитет обязанности по осуществлению такого согласования в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Дерьбякова С.И. удовлетворить.

Признать решение <данные изъяты> об отказе Дерьбякову С.И. в согласовании переустройства квартиры <адрес> в виде установки индивидуальной поквартирной газовой системы отопления незаконным.

Обязать <данные изъяты> согласовать переустройство квартиры <адрес> в виде установки индивидуальной поквартирной газовой системы отопления в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий Л.Ю.Мацкив

-32300: transport error - HTTP status code was not 200