о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма



Дело № 2-3948/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи Иванова Д.Н.

при секретаре Ивановой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самкнулова С.В., Самкнуловой О.П., действующих также в интересах несовершеннолетней Самкнуловой О.С., о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Самкнуловы обратились в суд с иском к администрации г.Смоленска о признании права пользования жилым помещением по договору социального найма, ссылаясь на то, Самкнулову С.В. в связи с прохождением военной службы в 2008г. по договору найма служебного жилого помещения была предоставлена квартира <адрес>. Данная квартира является муниципальным имуществом, закрепленным за Министерством обороны РФ, ранее данную квартиру занимал военнослужащий Смоленского гарнизона, за выездом которого она и была распределена Самкнулову С.В. В настоящее время он подлежит увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь на получение жилья. В связи с увольнением им был подан рапорт о заключении с ним договора социального найма на спорную квартиру, данный рапорт был рассмотрен и жилищной комиссии по месту службы принято решение ходатайствовать перед администрацией о заключении с ним договора социального найма. Однако администрация г.Смоленска необоснованно отказывает в заключении вышеуказанного договора.

В судебном заседании представитель истцов Грищенко Л.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации г.Смоленска Сысоев А.В. требования не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для заключения с истцами договора социального найма.

Представитель ФГУЭУ «Смоленская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве считает требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Самкнулов С.В. с 2007г. проходит службу в <данные изъяты>, имеет выслугу более 11 лет. Решением жилищной комиссии <данные изъяты> от 01.06.2007г. он с семьей из трех человек поставлен на очередь на получение жилой площади.

В 2008г. Самкнулову С.В. была предоставлена квартира <адрес>.

23.01.2009г. между администрацией г.Смоленска и истцом Самкнуловым С.В. заключен договор найма на спорную квартиру, в котором жилое помещение указано как служебное.

В настоящее время Самкнулов С.В. подлежит увольнению со службы по организационно-штатным мероприятиям, в связи с чем жилищной комиссией в администрацию г.Смоленска было направлено обращение об исключении спорной квартиры из специализированного жилищного фонда и заключении с истцом договора социального найма.

Письмом от 28.05.2010г. в удовлетворении данной просьбы администрацией г.Смоленск отказано.

Согласно п.1, 5, 6 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду.

Данная правовая норма является императивной.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.

К тому же, исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от 25.12.2003г. № 453-О вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Судом установлено, что при распределении жилых помещений жилищной комиссией Смоленского гарнизона, предоставление Самкнулову С.В. спорного жилого помещения носило бессрочный характер, а включение администрацией г.Смоленска указанной квартиры в число служебных произошло непосредственно до заключения договора найма служебного жилого помещения от 23.01.2009г. Ранее данная квартира, занимаемая военнослужащим, по договору найма служебного жилого помещения никому не предоставлялась.

При этом, из содержания ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, договор найма служебного жилого помещения заключают с Министерством обороны РФ либо иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Администрация г.Смоленска к таким органам не отнесена.

Также следует отметить, что, исходя из содержания ст.93 ЖК РФ нанимателями по договору найма служебного жилого помещения могут быть граждане, состоящие в трудовых отношениях с органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, проходящие службу, назначенные на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вместе с тем, Самкнулов С.В. к данной категории лиц не относится.

Кроме того, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости.

Тогда как таких доказательств ответчиком не представлено.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанное жилое помещение утрачивает статус служебного и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Даже если допустить, что спорное жилое помещение являлось служебным, то требования к истцам о выселении из названного жилого помещения никем не предъявлялись.

Истцы зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеют, за время прохождения службы документы на ГЖС не оформляли, поэтому вправе претендовать на заключение с ними договора социального найма на спорное жилое помещение.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежит удовлетворению.

По правилам ст.98, 100 ГПК РФ в пользу Самкнулова С.В. подлежат возмещению расходы по оплате госпошлины, а также расходы по оплате услуг представителя, которые с учетом требований разумности оцениваются судом в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Требования Самкнулова С.В., Самкнуловой О.П., действующих также в интересах несовершеннолетней Самкнуловой О.С., удовлетворить частично.

Признать за Самкнуловым С.В. с составом семьи три человека, включая его, Самкнулову О.П. и Самкнулову О.С., право пользования жилым помещением по договору социального найма, расположенным по адресу: <адрес>

Обязать администрацию г.Смоленска заключить с Самкнуловым С.В. с составом семьи три человека, включая его, Самкнулову О.П. и Самкнулову О.С., договор социального найма на жилое помещение - квартиру <адрес>

Взыскать с администрации г.Смоленска в пользу Самкнулова С.В. <данные изъяты> руб. расходов по оплате услуг представителя и <данные изъяты> руб. - в возврат госпошлины, а всего <данные изъяты> руб..

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Смоленска.

Председательствующий судья Д.Н. Иванов

Решение в окончательной форме изготовлено 01.11.2010г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200