Решение о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр и ее прекращении



З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

25 ноября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Киселёва К.И.

при секретаре: Захаровой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г.Смоленска, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «А.» о признании незаконной деятельности по организации и проведению азартных игр в клубе и прекращении ее.

у с т а н о в и л:

Прокурор Промышленного района г.Смоленска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконной деятельности ООО «А.» в лотерейном клубе, расположенном по адресу: <адрес> и ее прекращении.

Приводит ссылки на то, что по указанному адресу фактически осуществляется запрещенная деятельность по организации и проведению азартных игр, формально трактуемая как региональная негосударственная стимулирующая лотерея «Календарь удачи».

Помощник прокурора Емельященкова Н.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ООО «А.», надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Заслушав объяснения представителя прокурора Емельященковой Н.М., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 244-ФЗ от 29.12.2006г. деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 1 ст. 16 вышеуказанного Федерального закона № 244-ФЗ, имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 1 июля 2007 года решение о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) (ч. 7 ст. 16 Федерального закона № 244-ФЗ от 29.12.2006 г.).

Статья 4 вышеуказанного Федерального закона определяет следующие понятия: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; и игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункты 1, 18).

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2008 г. № 05-03-08/19 игровой автомат без устройства для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом.

Как следует из материалов дела, ООО «А.» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, и осуществляет деятельность по предоставлению услуг в сфере связи, услуг доступа в сети общего пользования Интернет, иные виды, не запрещенные законодательством, направленные на достижение указанной цели (л.д. 11,12,13-19).

25 декабря 2009г. в государственный реестр региональных лотерей Смоленской области внесены сведения о стимулирующей лотерее «Календарь Удачи», проводимой за период с 10.01.2010 г. по 09.01.2011 г. ООО «Д.» (л.д. 10).

22 апреля 2010г. в соответствии с условиями договора агентирования ООО «Д.» поручило ООО «А.» осуществлять розничную продажу принадлежащей ООО «Д.» полиграфической продукции (карманные календари), проводить стимулирующую лотерею «Календарь удачи», организатором которой является ООО «Д.» (л.д. 20-23)

ООО «А.» использовало 16 аппаратов с названием «Лотерейное оборудование «Золото азарта».

Из представленного сертификата следует, что используемое ответчиком оборудование имеет код ОК 005 (ОКП):401200 и согласно общероссийскому классификатору ОК 005-93 относится к игровым автоматам.

В соответствии с сертификатом соответствия, техническим паспортом на оборудование, оборудование для проведения лотереи изготовлено ООО «А.» (л.д. 27,28-43).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О лотереях» № 138-ФЗ от 11.11.2003 г. лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Стимулирующей является лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 2 ч. 3 ст. 3 ФЗ «О лотереях» № 138-ФЗ).

Статьей 9 вышеуказанного Федерального закона № 138-ФЗ установлено, что условия стимулирующей лотереи включают в себя: наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется; указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения; наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации; сроки проведения стимулирующей лотереи; права и обязанности участников стимулирующей лотереи; порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей; порядок и сроки получения выигрышей; порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.

Согласно статье 7 данного Федерального Закона право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы: условия стимулирующей лотереи; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях; описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи; описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником; описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения; засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи; порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований: представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом; несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона; представление недостоверных сведений; наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

Фактически выигрыши в лотерейном клубе ООО «А.» определяются не в результате розыгрыша лотерейного клуба, а в результате игры на аппаратах «Лотерейное оборудование «Золото азарта» с помощью программ, заложенных в аппаратах, что является признаком игрового автомата. То есть, требования ст. 7 Федерального закона «О лотереях» в рассматриваемом случае проигнорированы.

Согласно Правилам проведения стимулирующей лотереи «Календарь удачи», участник лотереи с помощью имеющихся на специальном оборудовании приспособлений участвует в игре, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков, в соответствии с которыми осуществляется выплата.

Кроме того, договор между участниками стимулирующей лотереи и организатором не является безвозмездным, поскольку согласно Условиям проведения стимулирующей лотереи «Календарь удачи» для того, чтобы стать участником, необходимо приобрести сувенирную полиграфическую продукцию (карманные календари) номиналом 100, 500 и 1000 рублей, либо приобретает электронную копию указанной сувенирной продукции номиналом 100 рублей путем отправления SMS-сообщения, стоимостью 0,3 доллара США. После чего лицо, купившее указанную полиграфическую продукцию получает от организатора (оператора) кассовый чек либо иной документ, и получает право сыграть на специальном оборудовании в игру, смысл которой заключается в наборе определенного количества призовых очков. Участник лотереи имеет право получить денежный приз после того, как он набрал определенное количество призовых очков.

Из данных условий усматривается, что указанная стимулирующая лотерея фактически имеет признаки организации и проведения азартной игры, поскольку участник лотереи приобретает за плату полиграфическую продукцию, а уплаченная цена переносится в качестве начального количества призовых очков на специальное игровое оборудование (не лотерейное). Размер выигрыша участника определяется в процессе игры согласно набранному количеству призовых очков.

Таким образом, участник игры заинтересован в выигрыше призовых очков на специальном оборудовании, так как они в дальнейшем обеспечивают ему получение денежного выигрыша. Соответственно, участник игры заведомо заинтересован в приобретении за денежные средства полиграфической продукции (карманных календарей) либо их электронных копий, чтобы в дальнейшем в результате игры увеличить количество призовых очков и получить эквивалентный денежный выигрыш.

Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться в игорных заведениях, открытых исключительно в игорных зонах в порядке, установленным Федеральным законом.

Смоленская область не отнесена к территориям игровых зон.

Таким образом, суд приходит к выводу, что лотерейный клуб ООО «А.», расположенный по адресу: <адрес>, реализующий стимулирующую лотерею, фактически осуществляет деятельность по организации азартных игр с использованием игровых автоматов.

Установление данных обстоятельств влечет констатацию судом состоятельности доводов иска о наличии безусловных оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить деятельность лотерейного клуба по адресу: <адрес>

По правилам ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета г. Смоленска подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «А.» по организации и содержанию игровых автоматов, осуществляемую в лотерейном клубе по адресу: <адрес>

Обязать общество с ограниченной ответственностью «А.» прекратить деятельность лотерейного клуба по адресу: <адрес> по организации и содержанию игровых автоматов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Альфа» в доход г.Смоленска госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья. подпись.

Копия верна. Судья. К.И.Киселёв

-32300: transport error - HTTP status code was not 200