Дело №2-4451/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2010 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Коженовой Т.В.
При секретаре Сененковой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарима В.П. к Департаменту Смоленской области по строительству и архитектуре администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по социальному развитию, Администрации г.Смоленска о признании права на получение жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по строительству и архитектуре Смоленской области, Администрации г.Смоленска о признании права на получение жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата, ссылаясь на то, что он проходил службу на территории Республики Украина в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и в этом же году, оставив служебное жилье, выехал в г. Смоленск. Постановлением Главы г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № он (истец) включен в состав участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 г.г», однако в связи с тем, что справка КЭЧ <адрес> о сдаче жилья по последнему месту службы не соответствует требованиям подпрограммы, в выдаче государственного жилищного сертификата было отказано. Полагает действия ответчиков незаконными, поскольку им были предоставлены все документы, в том числе справка КЭЧ по последнему месту службы о том, что он сдал <адрес> по ул. <адрес>-<адрес> в <адрес> своей бывшей жене Тарима Н.С., которая проходила военную службу в звании младшего сержанта Вооруженных Сил Украины.
В судебном заседании истец просит, признав его не имеющим жилья, признать право на получение субсидии и выдать государственный жилищный сертификат.
Представитель Администрации г.Смоленска Шуплякова М.М. исковые требования не признала, указав, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Департамент Смоленской области по социальному развитию. Администрация г.Смоленска, как орган местного самоуправления, наделена полномочиями только по включению (исключению) граждан из состава участников Подпрограммы, формированию списка граждан- участников Подпрограммы и списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, а также вручению государственных жилищных сертификатов, выданных органом исполнительной власти субъекта РФ.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по строительству и архитектуре Сахарова О.С. исковые требования не признала, указав что, в соответствии с распоряжением Администрации Смоленской области от 19.06.2006 №525-р/адм обеспечение выполнения мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в части ведения учета и выдачи жилищных сертификатов гражданам- участникам подпрограммы, уволенным с военной службы и приравненным к ним лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, возложено на Департамент Смоленской области по социальному развитию. Следовательно, в данном случае Департамент Смоленской области по строительству и архитектуре является ненадлежащим ответчиком.
Представитель Департамент Смоленской области по социальному развитию, привлеченного в качестве соответчика по делу, Белокуров В.Н. пояснил, что истец включен в сводный список участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2011 год, состоит под №№.
Суд, выслушав доводы сторон и исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления и материалов дела истец, являющийся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, приказом Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденному Администрацией Смоленской области был включен в сводный список, а затем приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в список граждан-получателей в 2010 г. государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством « федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (п.44) для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы, указанный в подпунктах «а»-«г» пункта 5 настоящих Правил, не имеющий жилого помещения для постоянного проживания, обязан предоставить справку квартирно-эксплуатационных органов о сдаче жилья по последнему месту службы.
На основании протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ Тарима В.П. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в 2010 году в связи с предоставлением справки Луцкой КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ №-ж не соответствующей требованиям подпрограммы.
Между тем, как следует из материалов дела и объяснений Тарима В.П. он на территории Российской Федерации жилого помещения от Министерства обороны России не получал, с ДД.ММ.ГГГГ г. проживает в г. Смоленске на съемной квартире. Предоставленная в период службы служебная квартира на территории Республики Украина после увольнения в запас в ДД.ММ.ГГГГ году согласно представленной справки КЭЧ <адрес> сдана бывшей жене Тарима Н.С., проходившей военную службу в звании младшего сержанта Вооруженных сил Украины.
При этом утверждение представителей ответчиков о необходимости сдачи названного жилья квартирно- эксплутационным органам Министерства обороны Украины основано на неправильном толковании закона.
Согласно ст. 1 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 г., которое имеет статус международного договора, за военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.
Данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государства, в которых они проходят военную службу.
Не содержат указанного требования и другие международные договору, в которых принимает участие Российская Федерация.
Законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере обеспечения военнослужащих жильем, связывают предоставление жилых помещений данной категории граждан с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащим жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.
Кроме того, согласно п. 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений военнослужащие представляют справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района.
Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечении военнослужащего жильем на территории Российской Федерации могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящееся исключительно на территории Российской Федерации и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав (Решение Верховного суда Российской Федерации от 24.04.2001г. № ВКПИ01-23).
Вместе с тем, как следует п. 24 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Вооруженных Силах Украины, утвержденного Приказом Министра обороны Украины N 20 1996 года, усматривается, что обеспечение жильем военнослужащих проводится после сдачи ими жилой площади, которую они занимали по прежнему месту службы (обучения), кроме случаев, когда там остались проживать совершеннолетние члены их семей.
Согласно справке Луцкой квартирно- эксплутационной части района Прикарпатского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-ж, жилое помещение - <адрес>-а по <адрес> в <адрес> Тарима В.П. сдал бывшей жене Тарима Н.С.
Кроме того, из объяснений Тарима В.П., материалов дела усматривается, что после увольнения он выехал с территории Республики Украина, на территории данного государства в период службы жилой площадью не обеспечивался.
Следовательно, при переезде Тарима В.П. в Российскую Федерацию у него имелись законные основания для получения жилья по новому месту жительства.
.
Отказывая Тарима В.П. в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с не предоставлением справки о сдаче жилья по последнему месту службы соответствующей формы, ответчиками и, в частности Департаментом по социальному развитию, на которого возложена обязанность по выдаче жилищного сертификата, указанное обстоятельство не учтено.
В связи с этим отказ в выдаче Тарима В.П. жилищного сертификата необоснован и поэтому требование истца о признании за ним права на получение жилищного сертификата и выдаче государственного жилищного сертификата подлежит удовлетворению.
Надлежащим ответчиком по заявленным требованиям суд считает Департамент Смоленской области по социальному развитию, который в соответствии с законом наделен полномочиями по выдаче сертификатов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тарима В.П. удовлетворить частично.
Признать за Тарима В.П. право на получение государственного жилищного сертификата.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию выдать Тарима В.П. государственный жилищный сертификат.
В удовлетворении требования Тарима В.П. к Администрации г.Смоленска, Департаменту Смоленской области по строительству и архитектуре администрации г.смоленска о выдаче сертификата - отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий: Т.В.Коженова.