Решение об оспаривании решения Российского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 24 декабря 2009 года



Дело № 2-3807/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2010 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю.

при секретаре Барашковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова В.В. об оспаривании решения Российского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 24 декабря 2009 года,

установил:

Кузнецов В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Российского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям (далее по тексту - МЭС) от 24 декабря 2009 года об отказе в установлении причинной связи имеющихся у него заболеваний с радиационным воздействием, полученным при выполнении работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В обоснование заявления указал, что при прохождении службы в войсковой части 78708 в период с 26.03.1987 по 30.05.1987 года принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получил дозу радиации в размере 24 БЭР. После окончания службы стал плохо себя чувствовать. По результатам проведенной диагностики и исследований состояния здоровья заявителя за период с 1987 по 2006 год установлено постоянное ухудшение его здоровья. Просит признать наличие причинной связи имеющихся у него заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению.

Кузнецов В.В., его представитель по устному ходатайству Соляников М.И. в судебном заседании поддержали требования, пояснив, что имеющиеся у заявителя заболевания и инвалидность связаны с воздействием радиационных факторов при участии в ликвидации аварии на ЧАЭС в 1987 году и не являются возрастными. Кроме того, само решение МЭС не было оформлено надлежащим образом, до настоящего времени не предоставлен протокол голосования членов МЭС. Полагают, что заседание МЭС не проводилось, неизвестны результаты голосования.

МЭС в судебное заседание своего представителя не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела, просили рассмотреть заявление в отсутствие представителя.

В отзыве на заявление указано, что документы заявителя 24.12.2009 года были рассмотрены на заседании МЭС. Поскольку первые признаки сосудистой патологии появились в 1997 году, через 10 лет после участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, дальнейшее ее развитие характеризуется безкризовым течением, эпизоды повышения артериального давления отмечены в 2005 году (через 18 лет после участия), сведения о перенесенном в 2005 году кровоизлияния в мозг в амбулаторной карте и выписке отсутствуют, все другие заболевания являются общесоматическими, появление и развитие которых, согласно современным научным и клинико-статистическим данным, не может быть связано с действием ионизирующей радиации, а также с Постановлением Правительства РФ от 04.11.2004 года № 592, МЭС единогласно принял решение об отсутствии связи заболеваний и инвалидности с действием радиации, имевшим место в процессе работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС (л.д. 75).

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию по доверенности Лавриненкова А.И. считает заявление необоснованным, пояснив, Департамент Смоленской области по здравоохранению и лечебные профилактические учреждения формируют соответствующий пакет документов и направляют на рассмотрение в МЭС, которые полномочны устанавливать причинную связь заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов. В данном случае определение самой дозы радиационного облучения, которую может определить ГУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», не имеет правового значения по делу.

Представители Департамента Смоленской области по здравоохранению по доверенностям Бондаренко Н.С. и Канареева О.В. считают заявление необоснованным, указывая на то, что по ходатайству Департамента Смоленской области по здравоохранению Федеральным межведомственным экспертным Советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов (ФМЭС) 01.06.2010 года рассмотрены повторно документы заявителя и установлено, что заявитель имеет общие заболевания, не связанные с воздействием ионизирующего излучения.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно п. 5 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2"О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

В соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в Российской Федерации» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.10.2004 года N 585 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном утвердить положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов" таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое своим приказом от 21.04.2005 года № 289 утвердило Положение о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов.

Как установлено пунктами 6, 9, 10 указанного Положения МЭС состоит из председателя, его заместителей и членов МЭС. Заседания МЭС проводятся не реже одного раза в месяц. Регламент деятельности МЭС, персональный состав МЭС и состав специалистов, входящих в рабочую группу, утверждаются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

По делу установлено, что Кузнецов В.В., являясь участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом третьей группы бессрочно, с ограничением способности к трудовой деятельности первой степени, причина инвалидности: «общее заболевание» неоднократно (в 2007 и 2009 годах) обращался в МЭС с целью установить причинную связь развившихся заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 7-14).

Оспаривая решение МЭС от 24.12.2009 года № 843-11/2009, Кузнецов В.В. ссылается на несоблюдение МЭС процедуры принятия спорного решения, указывая на отсутствие протокола, что не позволяет определить действительность волеизъявления членов комиссии на заседании рабочей группы по принятию соответствующего решения, а также соблюдение кворума.

Согласно решению МЭС от 24.12.2009 №843-11/2009 по результатам рассмотрения представленной Кузнецовым В.В. документации на заседании № 11 от 24.12.2009 года было принято следующее заключение: позднее развитие патологии (впервые диагноз ВСД в 1997 года, т.е. через 10 лет после участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС), а также отсутствие данной нозологии в перечне заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ № 592 от 2004 года, не дают оснований для связи заболевания и инвалидности Кузнецова В.В. с воздействием малых доз радиации. Заболевание и инвалидность не связаны с воздействием радиационных факторов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (л.д. 7).

По ходатайству Департамента Смоленской области по здравоохранению на основании заявления Кузнецова В.В. в связи с несогласием последнего с решением МЭС от 24.12.2009 года № 843-11/2009 документы в отношении Кузнецова В.В. были направлены в Федеральный межведомственный экспертный совет для повторного рассмотрения в порядке арбитража. Решением ФМЭС (протокол № 2/8 от 01.06.2010 года) от 01.06.2010 года вынесено заключение: заболевания общие, не связаны с воздействием ионизирующего излучения (л.д. 75, 116-118).

Согласно пунктам 3, 4, 7 Регламента деятельности МЭС (Приложение № 2 к Приказу Минздавсоцразвития России от 28.07.2005 года № 475 "О создании и организации деятельности межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов") документы, направленные органом здравоохранения субъекта Российской Федерации в МЭС (далее - дело), поступают в рабочую группу МЭС, где регистрируются в порядке очередности их поступления. По результатам рассмотрения дела МЭС принимает решение об установлении (отказе в установлении) причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти гражданина с воздействием радиационных факторов (далее - решение) или об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных сведений и (или) документов.

Для принятия решения производится поименное голосование членов МЭС, которое оформляется протоколом голосования. Заседание МЭС считается состоявшимся при условии участия в нем не менее половины состава членов МЭС. Рассмотрение дела и принятие решения осуществляется МЭС в течение двух месяцев с момента поступления документов, направленных органом здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Решение и протокол голосования членов МЭС сдаются в архив МЭС. Другие материалы дела возвращаются в орган здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Таким образом, при принятии решения МЭС о наличии или отсутствии причинной связи заболеваний, инвалидности заявителя с воздействием радиационных должна соблюдаться в полном объеме процедура рассмотрения документов, предусмотренная вышеуказанным Регламентом.

Нарушение процедуры принятия спорного решения является самостоятельным основанием для его отмены.

Судом неоднократно ставился вопрос о необходимости предоставления протокола заседания № 11 от 24.12.2009 года, чего МЭС сделано не было.

МЭС (в рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст. 249 ГПК РФ) не представлено достоверных, убедительных и неоспоримых доказательств, подтверждающих законность принятия решения, а именно протокола заседания МЭС от 24.12.2009 года.

В связи с этим не представляется возможным сделать вывод о соблюдении МЭС процедуры принятия решения, правомочности МЭС принимать указанное решение.

При таких установленных судом обстоятельствах суд приходит к убеждению о наличии оснований для признания решения МЭС от 24.12.2009 года № 843-11/2009 незаконным.

Принимая во внимание нормативные акты, наделяющие МЭС полномочиями по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшихся воздействию радиационных факторов, суд полагает необходимым обязать МЭС в установленном порядке принять решение о наличии или отсутствии причинной связи заболеваний, инвалидности Кузнецова В.В. с воздействием радиационных факторов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Кузнецова Вячеслава Валентиновича удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Российского межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, от 24 декабря 2009 года в отношении Кузнецова Вячеслава Валентиновича.

Обязать Российский межведомственный экспертный Совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лицам, подвергнувшимся радиационным воздействиям, принять решение о наличии или отсутствии причинной связи заболеваний, инвалидности Кузнецова Вячеслава Валентиновича с воздействием радиационных факторов.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий Л.Ю.Мацкив

<данные изъяты>а

-32300: transport error - HTTP status code was not 200