О возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 ноября 2010г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в интересах Лиханова (ой) (у) А.М. к Администрации г.Смоленска об оспаривании решения и возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях,

у с т а н о в и л:

Прокурор Заднепровского района г.Смоленска в интересах Лихановой А.М. обратился в суд с указанным выше иском, указав, что истица, как вдова участника Великой Отечественной войны, которой предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обратилась в Администрацию г.Смоленска с заявлением о принятии ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в чем ей постановлением от 26.08.2010г. №1521-адм отказано по тем основаниям, что она, как член семьи внучки Майоровой И.В., проживающая в комнате <адрес> и как собственник жилого дома в <адрес> Смоленской области с учетом состава своей семьи и суммарной площади названных жилых помещений обеспечена жильем в соответствии с учетной нормой и не нуждается в улучшении жилищных условий.

Приводя доводы о неправомерности подобного решения Администрации г.Смоленска, прокурор отмечает, что жилой дом в дер.Заолище непригоден для постоянного проживания, в связи с чем, соответствующая жилплощадь не может учитываться при определении нуждаемости Лихановой А.М. в обеспечении жильем.

Представитель прокуратуры Заднепровского района г.Смоленска Баранова А.Е. и представитель истицы Майорова И.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель Администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. иск не признала, указав, что на момент принятия оспариваемого постановления надлежаще оформленные документы о непригодности домовладения в дер.Заолище для проживания у органа местного самоуправления отсутствовали; соответствующие акт межведомственной комиссии и заключение представлены истицей только в рамках судебного процесса, в связи с чем оснований для признания названного постановления незаконным не имеется. Вместе с тем, с учетом представленных доказательств сослалась на наличие оснований для принятия истицы на учет нуждающихся в жилом помещении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета жильем.

По правилам ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

При этом принятие указанных граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган местного самоуправления (ч.3 ст.52 ЖК РФ).

На основании пп.1-2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Лиханова А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась членом семьи погибшего участника Великой Отечественной войны - супруга Л.П.Я. и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в комнате № <адрес> (корпус №) по <адрес> общей площадью 23,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее внучке М.И.В., в которую истица переехала из жилого дома в дер.Заолище <адрес> общей площадью 44,0 кв.м. (л.д.8-11, 20-22, 40-41, 46, 53-55, 57).

Необходимость в изменение места жительства Лихановой была обусловлена ее преклонным возрастом и состоянием здоровья (истица является инвалидом первой группы, ослепла и нуждается в постороннем уходе - л.д.12-18).

В названной комнате также зарегистрированы и постоянно проживают М.И.В. и ее сын М.С.Н. (л.д.15, 25). При этом, как следует из текста иска, зарегистрированные в названном жилом помещении Л.Л.В. и К. в комнате не проживают.

Истица и члены ее семьи иным жилым помещением не обеспечены (л.д.24, 26, 30, 47-50, 58, 61, 64-67).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм, куда Лиханова (ой) (у) А.М. обратилась с заявлением о принятии ее, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, истице отказано в удовлетворении данной просьбы по тем основаниям, что она, как член семьи М.И.В., проживающая в комнате № <адрес> (корпус №) по <адрес> и собственник жилого дома в дер.<данные изъяты> <адрес> с учетом состава своей семьи и суммарной площади названных жилых помещений обеспечена жильем в соответствии с учетной нормой (л.д.27-28, 37).

Вместе с тем, анализ имеющихся в деле доказательств, не позволяет суду согласиться с такой позицией органа местного самоуправления.

Действительно, в соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих ему на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Однако из материалов дела усматривается, что домовладение в дер.<данные изъяты> <адрес> представляет собой бревенчатое строение, 1960-х годов постройки (л.д.21).

По заключению имеющей допуск к соответствующим видам работ ООО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом не имеет внутренней и наружной отделки стен, перегородки (внутренние помещения), окна и двери в нем отсутствуют, кровельное покрытие нарушено; домовладение не имеет электро-, водо- и газоснабжения, печь находится в нерабочем состоянии.

Согласно акту обследования названного жилого дома, составленному ДД.ММ.ГГГГ соответствующей межведомственной комиссией, данное домовладение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а в соответствии с заключением той же комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № биологические повреждения элементов деревянных конструкций упомянутого жилого дома свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, в связи с чем, комиссией сделан вывод о непригодности указанного домовладения для проживания.

Из взаимосвязанных положений ч.2 ст.15, п.п.1, 3 ч.1, ч.2 ст.51 ЖК РФ следует, что определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади только пригодных для постоянного проживания жилых помещений.

По этой причине, общая площадь домовладения в дер.<данные изъяты> <адрес>, как непригодного для проживания, при определении нуждаемости Лихановой А.М. в обеспечении жилым помещением, учитываться не должна.

Исходя из того, что общая площадь занимаемой истицей комнаты № <адрес> (корпус №) по <адрес> составляет 23,5 кв.м., на каждого гражданина, постоянного проживающего в данном жилом помещении приходится 7,83 кв.м. (23,5 кв.м. / 3), что менее установленной учетной нормы.

При таком положении, с учетом того, что Лиханова А.М. и члены ее семьи иного жилья в собственности либо в пользовании (по договору социального найма) не имеют, исходя из имеющихся в деле доказательств, подтверждающих право истицы состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, имеются предусмотренные законом основания для отмены постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм в части отказа в принятии Лихановой, как вдовы участника Великой Отечественной войны, на такой учет и возложения на ответчика обязанности по принятию истицы на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы представителя Администрации г.Смоленска об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления, ввиду того, что названный выше акт межведомственной комиссии и заключение представлены истицей только в рамках судебного процесса, признаются судом несостоятельными.

Установленный судом в ходе судебного разбирательства факт нуждаемости Лихановой в жилом помещении и удовлетворение иска в части возложения на ответчика обязанности по принятию истицы на упомянутый выше учет обуславливают необходимость отмены в соответствующей части принятого органом местного самоуправления постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-адм, что, в свою очередь, должно исключить наличие двух принятых Администрацией г.Смоленска по одному и тому же вопросу противоположных решений об отказе в принятии Лихановой на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и о принятии ее на такой учет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм в части отказа в принятии Лиханова (ой) (у) А.М., как вдовы участника Великой Отечественной войны, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях отменить.

Обязать Администрацию г.Смоленска принять Лиханова (ой) (у) А.М., как вдову участника Великой Отечественной войны, на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Кудряшов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200