Дело № 2-4880/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2010г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Ивановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поликарпова А.Н. к администрации г.Смоленска о восстановлении в составе участников городской целевой программы, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Поликарпов А.Н. обратился в суд с иском к администрации г.Смоленска о восстановлении в составе участников городской целевой программы, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, указав, что на основании постановления администрации г.Смоленска от 21.01.2008г. № 27-адм с семьей из трех человек был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2006-2010 годы. Письмом Жилищного управления от 17.09.2010г. он был уведомлен о необходимости предоставления документов для выдачи свидетельства на получение социальной выплаты. Однако после предоставления необходимых документов постановлением от 11.10.2010г. № 198-адм ему отказали в выдаче свидетельства, сняли с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключили из состава участников городской целевой программы, ссылаясь на увеличение общей суммарной площади принадлежащих ему и супруге жилых помещений. Считает такие действия ответчика незаконными, поскольку увеличения суммарной площади в действительности не имело место, обеспеченность каждого члена его семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. иск не признала, поддержав письменные возражения, где указано, что истец с семьей из трех человек, включая его, супругу Поликарпову А.С., дочь Поликарпову А.Н., зарегистрирован и проживает в квартире <адрес>, общей площадью 36 кв.м., в принадлежащей на праве собственности Поликарповой А.Н. и Поликарповой Г.И. - матери истца, на основании решения Заднепровского районного суда г.Смоленска от 23.03.2010г. Сам истец от участия в приватизации указанного жилого помещения отказался, в связи с чем сохраняет право пользования данным жилым помещением. Кроме того, супруге истца на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 63,4 кв.м. Следовательно, в совокупности площадей жилых помещений, имеющихся в наличии истца и членов его семьи, обеспеченность каждого из них составляет более учетной нормы, в связи с чем они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как следует из материалов дела, 17.12.2007г. Поликарпов А.Н. обратился в администрацию г.Смоленска с заявлением о признании его с семьей из 3-х человек (он, супруга Поликарпова А.С., дочь Поликарпова А.А.) нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением администрации г.Смоленска от 21.01.2008г. № 27-адм заявление истца удовлетворено, он с семьей признан нуждающимися в улучшении жилищных условий и включен в состав участников программы.
При этом, как следует из данного постановления и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, основанием для признания семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что он проживал в общежитии Московского университета МВД РФ в комнате <адрес>, общей площадью 30,4 кв.м., в которой зарегистрировано четыре человека. Супруге истца принадлежала на праве совместной собственности <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 63,4 кв.м.
17.09.2010г. Жилищным управлением администрации г.Смоленска истец был проинформирован, что его семья является претендентом в 2010г. на получение социальной выплаты, для рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства на право получения такой выплаты предложено представить документы согласно представленному перечню.
После предоставления необходимых документов постановлением администрации г.Смоленска от 11.10.2010г. № 198-адм истцу отказано в удовлетворении просьбы о выдаче свидетельства на получение социальной выплат, он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключен из состава участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2009-2010 годы. При этом, в качестве основания к этому указано на то, что истец с семьей обеспечен в совокупности жилыми помещениями более учетной нормы.
Данные действия ответчика суд находит правильными.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. №285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
В соответствии с п.5 участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.6 Правил).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи таких нанимателей либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).
Судом установлено, что истец с семьей зарегистрирован и проживает в комнате <адрес>, где также зарегистрирована его мать Поликарпова Г.И.
Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 23.03.2010г. за Поликарповой Г.И. и дочерью истца Поликарповой А.А. признано право общей долевой собственности в равных долях в порядке приватизации на указанное жилое помещение, общая площадь которого после произведенной перепланировки составила 29,1 кв.м.
При этом, как следует из содержания решения суда Поликарпов А.Н. и его супруга Поликарпова А.Н. отказались от участия в приватизации занимаемого жилого помещения.
В такой ситуации следует учитывать следующее.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений ч. 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Следовательно, при реализации гражданином права на бесплатную приватизацию, право пользования приватизированным жилым помещением за другими членами его семьи сохраняется, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было их согласие.
Поэтому позиция ответчика о том, что после приватизации занимаемого жилого помещения, за истцом сохраняется право пользования данным жилым помещением, является правильной.
Кроме того, супруге Поликарпова А.Н. принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 63,4 кв.м.
Таким образом, в совокупности площадей занимаемых жилых помещений, а именно: квартиры № <адрес>, где на каждого члена семьи истца приходится 7, 275 кв.м. (29,1 кв.м. : 4), и <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру <адрес>, принадлежащей супруге истицы, что составит 15,85 кв.м. (63,4 кв.м. :4), обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составит 12,56 кв.м. ((7,275х3) + 15,85) :3), что более учетной нормы 10,5 кв.м., установленной в г.Смоленске постановлением администрации Главы Города Смоленска № 1087 от 03.05.2005г.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку право на участие в подпрограмме связывается с признанием семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а обеспеченность каждого члена семьи истца жилой площадью превышает учетную норму, администрация г.Смоленска обоснованно исключила истца из состава участников подпрограммы и отказала в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
Доводы истца о том, что в оспариваемом постановлении неверно указана общая площадь занимаемого им жилого помещения, не изменяют расчетов суда, основанных на фактических данных размеров площадей жилого помещения.
Ссылка на то, что занимаемое жилое помещение расположено в общежитии, статус которого не изменился до настоящего времени, является несостоятельной, поскольку после передачи указанного домовладения в муниципальную собственность оно в силу ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития утратило.
Позиция истца о том, что при расчете нуждаемости следовало исходить из размера доли занимаемого жилого помещения, принадлежащего на праве собственности дочери, без учета права самого истца и супруги на данное жилое помещение, основана на ошибочном толковании положений жилищного законодательства.
При таких данных оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Поликарпова А.Н. отказать.
По вступлению настоящего решения суда в законную силу отменить принятые определением суда от 11.11.2010г. меры по обеспечению иска в виде запрета администрации г.Смоленска совершать действия по распределению другим участникам городской целевой программы «Обеспечение жильем молодой семьи на 2006-2010 годы» денежных средств в сумме <данные изъяты> руб., предназначенные Поликарпову А.Н. в составе семьи из трех человек для социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 20.12.2010г.