об индексации сумм в возмещение вреда здоровью



Дело № 2-4886/ 10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2010 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исакова А. В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, выплате задолженности,

установил:

Исаков А.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление (в возмещение вреда здоровью). В обоснование иска Исаков А.В. указал, что он является ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ему выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, которые не в полном объеме были проиндексированы, поскольку эти выплаты подлежали индексации на индексы минимального роста оплаты труда, начиная с 1998 года.

Истец, увеличив размер исковых требований, просил обязать ответчика установить с октября 2010 года к выплате сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1 740 рублей 42 копейки, с 2010 года сумму ежегодной компенсации на оздоровление в размере 2 610 рублей 59 копеек, взыскать задолженность по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации в размере 117 962 рубля 23 копейки, ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации в размере 16 133 рубля 74 копейки.

Истец Исаков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Истец Исаков А.В. просил признать за ним право на выплату денежных компенсаций за прошлое время с учетом подачи им в 1999-2000 годах заявления в органы социальной защиты населения.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоскина Ю.Н. исковые требования не признала, указав, что истцу в соответствии с действующим законодательством проведена полная индексация и выплачены в полном объеме суммы денежных компенсаций.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 закона, предусмотрены пунктом 3 статьи 15 и статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Судом установлено, что истец Исаков А.В. является участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и относится к числу граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 закона, является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной денежной компенсации на оздоровление.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы гарантируется выплата ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. (ранее действующей с 1997 г. по 2002 г. редакцией закона размер указанной выплаты определялся исходя из размера двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда).

В силу ст. 40 указанного Закона участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы в размере 300 руб. (до 2000 г. размер указанной выплаты определялся трехкратной суммой установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 15 и 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 300 рублей

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Согласно ст. 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26.04.2004) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона, которые предусмотрены п.3 ст. 15 и ст. 40 Закона, не входят в объем выплат по возмещению вреда и не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены законодательно. Установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 по 31.05.2004 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 847, от 07.05.2005 N 292, от 25.04.2006 N 246 и от 21.03.2007 N 171, утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Исакову А.В. органами социального обеспечения с 01 апреля 2005 года назначены с учетом индексации и выплачиваются: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты> (л.д.5).

На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения иска об индексации денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью не имеется.

Равно отсутствуют основания для признания за истцом права на выплату денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление до назначения ему этих выплат на основании поданных истцом в отдел социальной защиты населения Ленинского района заявлений от 11 апреля 2005 года (л.д.9, 22).

Утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №907 Правилами выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее по тексту - Правила) предусматривается, что для получения компенсаций получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, соответствующее заявление.

Истец утверждает об обращении в органы социальной защиты населения в 1999-2000 года с заявлением о назначении ему денежных компенсаций, в чем ему было отказано со ссылкой на различия в выплате денежных компенсаций в отношении работающих и неработающих граждан, и на соответствующий порядок выплаты денежных компенсаций по месту работы гражданина. Из объяснений истца следует, что в 1999-2000 годах он осуществлял трудовую деятельность в войсковой части.

Порядок выплаты денежных компенсаций в указанный временной период предусматривался постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Работающим гражданам, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, выплата денежных компенсаций предусматривалась по основному месту работы (службы) в соответствии с п.4 названного порядка, из которого следует, что финансирование расходов, связанных с выплатой компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета с зачислением их на расчетные счета организации, в которой работают граждане, имеющие право получать денежную компенсацию.

Действующие Правила предусматривают, что выплата компенсаций должна производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Истец является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление (в возмещение вреда здоровью), начиная с месяца подачи им 11 апреля 2005 году заявления в уполномоченный орган социальной защиты населения, которым обоснованно указанные компенсации начислялись с апреля 2005 года и ежегодно индексировались.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В иске Исакова А. В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, выплате задолженности отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий К.М.Макарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200