Дело № 2-4212/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2010 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усуби И. Г. к Управлению внутренних дел по Смоленской области о предоставлении жилого помещения и взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Усуби И.Г. обратился в суд с иском Управлению внутренних дел по Смоленской области о предоставлении изолированного жилого помещения, уточнив заявленные требования, просил выдать ему жилищный сертификат, указав, что во время прохождения службы в органах внутренних дел получил военную травму, в связи с нуждаемостью в обеспечении жильем ему было предоставлено общежитие (койка-место) в <адрес>, в силу Федерального закона «О ветеранах» он, как ветеран военной службы, имеет право на улучшение жилищных условий путем предоставления изолированного жилого помещения, однако ответчик незаконно отказывает ему в реализации указанного права. Истец также указал, что действиями ответчика ему причинены нравственные и физические страдания, в связи с чем просил взыскать денежную компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.
В связи с характером спорных правоотношений к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Истец Усуби И.Г., его представитель Прокофьева О.И. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Усуби И.Г. в обоснование иска указал, что он нуждается улучшении жилищных условий, поскольку проживает в общежитии, об этом он неоднократно сообщал в ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области», когда проходил службу, затем после увольнения по данному вопросу он обращался в Управление внутренних дел по Смоленской области. ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Управление внутренних дел по Смоленской области умышленно скрывают документы, касающиеся вопроса о его нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Представитель Управления внутренних дел по Смоленской области Орлов В.С. исковые требования не признал по тем основаниям, что Усуби И.Г. впервые обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2007 году, в этой связи ему было разъясненною, что по действующему законодательству постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления. В связи с тем, до 01 января 2005 года истец по вопросу улучшения жилищных условий не обращался, в списках сотрудников, находящихся на индивидуальном учете в УВД по Смоленской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он не состоит. Права истца со стороны Управления внутренних дел по Смоленской области нарушены не были.
Представитель ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» заявленный иск не признал, указав, что истец Усуби И.Г. впервые обратился с заявлением о постановке его на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в 2007 году, в этой связи ему было разъясненною, что по действующему законодательству постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.
Представитель третьего лица администрации г. Смоленска в судебное заседание не явился, в ходе предыдущих судебных заседаний пояснил, что с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявления гражданина, поданного в орган местного самоуправления по месту жительства, сведений о надлежащем обращении Усуби И.Г. по предмету спора не имеется.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями.
В силу п.1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.
Согласно приказу МВД РФ от 24 мая 2003 года №345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» индивидуальный учет сотрудников органов внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ранее осуществлялся органами внутренних дел по месту их службы.
В судебном заседании установлено, что Усуби И.Г. является инвалидом <данные изъяты>, был <данные изъяты> Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 12 августа 2005 года составила <данные изъяты> В период службы Усуби И.Г. на основании постановления Главы администрации г. Смоленска от 27 июня 1997 года № 508 разрешена регистрация в общежитии <адрес> (л.д.8,9). По данному адресу в общежитии Усуби И.Г. зарегистрирован по настоящее время.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с подп. "а" п. 5 названых "Правил..." право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу п. 19 Правил для участия в подпрограмме лица, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, наряду с другими документами, выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Из материалов дела усматривается, что Усуби И.Г. 15 ноября 2007 года обратился в УВД по Смоленской области с заявлением, в котором просил решить вопрос об улучшении жилищных условий и получении жилищного сертификата (л.д.12). Управлением внутренних дел по Смоленской области Усуби И.Г. был дан ответ о том, что управление не располагает жилищным фондом, для решения вопроса об улучшении жилищных условий истцу необходимо обратиться в органы местного самоуправления по месту жительства с заявлением о постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также получении жилищного сертификата (л.д.13).
Согласно последующей переписке Управления внутренних дел по Смоленской области с Усуби И.Г., последнему неоднократно указывалось на отсутствие сведений о нахождении его на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и необходимости обращения в органы местного самоуправления (л.д.14-16).
Доказательств того, что в период службы Усуби И.Г. надлежащим образом путем подачи соответствующих документов о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях был поставлен на учет в ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» либо в Управлении внутренних дел по Смоленской области суду не представлено. Доводы истца о том, что он неоднократно сообщал о своей нуждаемости в улучшении жилищных условий в ходе социального мониторинга, проводимого с целью оказания социальной поддержки инвалидам вследствие военной травмы (л.д.89-95) судом не могут быть признаны основанием для возложения на ответчика обязанности по обеспечению истца жилым помещением, поскольку он не был признан нуждающимся в улучшении в жилищных условий в установленном законом порядке.
<данные изъяты> в судебном заседании пояснил, что в хранящемся в учреждении личном деле истца Усуби Г.И. отсутствуют документы, касающиеся признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, по номенклатуре дел запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений не связанных со служебной деятельностью сотрудника органов внутренних дел, к каковым относятся сведения социально-бытового характера.
Как следует из объяснений представителей ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Управления внутренних дел по Смоленской области, до 2007 года списки нуждающихся в улучшении жилищных условий <данные изъяты>.
Списки нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» (сотрудников роты милиции по охране объектов ОАО «Кристалл») были переданы в Управление внутренних дел по Смоленской области для объединения данных в единый список на основании <данные изъяты> (л.д.52-55).
Сводный список граждан участников подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, в котором приведены данные о гражданах-участниках подпрограммы на 2006-2010, не содержит указания о постановке на учет Усуби И.Г. (л.д.143-158).
Сравнительный анализ списков индивидуального учета <данные изъяты> (л.д.181-200) подтверждает, что при создании впервые единого списка сотрудников всех <данные изъяты>
Пунктом 5 Положения о деятельности органов внутренних дел РФ по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утв.приказом МВД РФ от 24 мая 2003 года №345, устанавливалось, что в соответствии со статьей 35 Жилищного кодекса РСФСР списки вновь принятых на учет сотрудников направляются в установленные сроки в органы местного самоуправления для осуществления контроля.
Между тем, согласно справке <данные изъяты> Усуби И.Г. на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Смоленска не состоит (л.д.46)
Из вышеуказанных документов следует, что в списке индивидуального учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и затем сотрудников Управления внутренних дел по Смоленской области Усуби Г.И. не состоял.
Судом не установлено нарушение имущественных либо неимущественных прав истца Усуби Г.И. действиями ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Управления внутренних дел по Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию постановке истца Усуби Г.И. на учет и обеспечение его жилым помещением.
Для реализации права на получение жилого помещения с учетом льготного порядка обеспечения ветеранов военной службы жилыми помещениями по правилам ст.23.3 Федерального закона «О ветеранах» Усуби Г.И. следует в установленном законом порядке по правилам ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ встать в администрации г.Смоленска на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
При таких установленных судом обстоятельствах в иске Усуби И. Г. к Управлению внутренних дел по Смоленской области, ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обеспечении жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата, взыскании денежной компенсации морального вреда следует отказать как в необоснованно заявленном.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Усуби И. Г. к Управлению внутренних дел по Смоленской области, ГУ «Управление вневедомственной охраны при УВД по Смоленской области» и Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обеспечении жилым помещением путем выдачи жилищного сертификата, взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова