О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании в предоставлении земельного участка в собственность



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гращенковой В.С. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, Администрации <данные изъяты> области о признании незаконным в части решения о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Гращенкова В.С. в порядке уточнения обратилась в суд с указанным выше иском к ответчикам, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью в <данные изъяты> 2010г. обратилась с соответствующими заявлениями в Администрацию <данные изъяты> области и Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, в которых поставила вопрос об образовании соответствующего участка площадью 800 кв.м. в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> из состава участка земли, находящегося в собственности Смоленской областиплощадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), однако в этом ей было отказано ввиду обременения последнего правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.

Ссылаясь на неправомерность упомянутого выше бездействия, Гращенкова В.С. отмечает, что передача на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010г. №740-р/адм земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в постоянное бессрочное пользование упомянутому Департаменту является незаконной, поскольку использование данным уполномоченным органом этого участка земли в соответствии с его целевым назначением находится вне рамок предоставленных ему полномочий. Учитывая отсутствие на момент ее обращения каких-либо обременений земельного участка и правопритязаний в отношении него третьих (помимо Департамента) лиц, а также изменение в период судебного разбирательства предельных норм предоставления участков земли для ИЖС, ответчики, по мнению Гращенковой, обязаны в целях реализации гарантированных законом ее прав принять решение о предоставлении испрашиваемого участка площадью <данные изъяты> кв.м. согласно схеме расположения земельного участка, подготовленной ООО Д.».

Представитель истицы Перзашкевич Е.Г. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме. Отметил, что принятие Администрацией <данные изъяты> области оспариваемого распоряжения не должно служить достаточным правовым препятствием для предоставления истице спорного земельного участка, который юридически не может использоваться и фактически не используется Департаментом по прямому назначению.

Представители Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Администрации <данные изъяты> области Гришутина Е.А. и Пилипчук А.А. (соответственно) заявленные исковые требования не признали, сославшись на то, что на момент разрешения спора земельный участок, из которого Гращенкова В.С. просит образовать в целях последующего предоставления ей участок земли, обременен правом постоянного бессрочного пользования названного Департамента, что исключает возможность удовлетворения иска. Оспариваемое истицей распоряжение, связано с реализацией установленных законом полномочий собственника земельного участка на распоряжение им и прав Гращенковой не нарушает, а потому - незаконным признано быть не может.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

По правилам п.1 ст.11.2, п.11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,

По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Гращенкова В.С. являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлениями и необходимыми документами в Администрацию <данные изъяты> области и Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> в соответствии с представленной истицей схемой места его расположения путем образования этого участка из состава участка земли, находящегося в собственности <данные изъяты> областиплощадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), относящего к землям населенных пунктов.

Письмом Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении ее просьбы со ссылкой на наличие обременения участка земли площадью <данные изъяты> кв.м. правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.

При этом, как усматривается из материалов дела, приказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №, на который имеется ссылка в упомянутом письме, как на основание обременения участка правами третьего лица, действительно предусматривал предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование СОГУ ГЦ В., из состава которого впоследствии было образовано 6 самостоятельных участков земли, включая землеотвод площадью <данные изъяты> кв.м., право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на который, было прекращено распоряжением Администрации <данные изъяты> области от 13.11.2007г. №981-р/адм, а распоряжением от 01.06.2010г. №740-р/адм в числе иных землеотводов земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) был предоставлен Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области на аналогичном праве, которое ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в УФРС по Смоленской области.

Согласно кадастровой выписке в отношении упомянутого земельного участка (кадастровый номер <данные изъяты>), находящегося в собственности Смоленской области, в качестве его разрешенного использования указано - «для многоэтажной жилой застройки». Вместе с тем, как следует из письменного отношения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, названный земельный участок на момент обращения истицы к ответчикам с упомянутыми выше заявлениями был расположен в территориальной зоне Ж1 - жилая зона (Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками), в которой согласно градостроительному регламенту земельного участка разрешается строительство 1-2-квартирных жилых домов усадебного типа (основной вид разрешенного использования) и не предусмотрено осуществление многоэтажного строительства (л.д.19-21).

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством, которое в их числе не сформированность участка не упоминает.

В соответствии со ст.131 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит государственной регистрации.

В силу п.2 ст.8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Таким образом, право на недвижимое имущество (в том числе и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком) возникает не в момент принятия акта компетентным органом, а после государственной регистрации права, приобретенного на основании правоустанавливающего документа. При этом датой государственной регистрации прав признается день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (ст.2 Федерального закона от 21.07.97г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что на момент обращения истицы (в начале июня 2010г.) к ответчикам с указанными выше заявлениями предполагаемый ею к предоставлению земельный участок был свободен от прав третьих лиц (государственная регистрация возникновения права постоянного (бессрочного) пользования Департамента земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. произведена ДД.ММ.ГГГГ) и объективных препятствий для его формирования (образования) из состава земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>) не имелось.

На момент разрешения заявлений Гращенковой В.С., существования предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ ограничений, позволяющих отказать ей в предоставлении участка земли в испрашиваемом месте, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела также не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, истица не воспользовалась (л.д.30).

Разрешая вопрос о законности распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм в оспариваемой истицей части, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.ст.268-269 ГК РФ, ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, утв. Постановлением Администрации <данные изъяты> области от 20.02.2009г. №86 к числу задач и функций данного уполномоченного органа использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением (как для многоэтажного, так и индивидуального жилищного строительства), не отнесено.

Представитель Департамента в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что непосредственно сам данный уполномоченный орган фактическое использование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. не осуществляет (доказательства обратного в деле отсутствуют), указав, что передача участка в бессрочное пользование указанному уполномоченному органу обусловлена исключительно усмотрением собственника.

Представитель Администрации <данные изъяты> области, в свою очередь, отметил, что единственным мотивом предоставления упомянутого участка земли в постоянное (бессрочное) пользование Департаменту послужило то обстоятельство, что данный уполномоченный орган в силу своей компетенции разрешает организационные вопросы, связанные с образованием земельных участков, их разделением, выделением из их состава иных участков земли, подготовкой и оформлением необходимых для этого документов. Именно в этих целях Департаменту были предоставлены указанные права на упомянутый и иные земельные участки, принятие <данные изъяты> областью решения о предоставлении которых третьим лицам, безусловно, потребует прекращения этих прав Департамента.

В связи с изменением решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 предельного максимального размера земельных участков, предоставляемых под ИЖС (увеличен с 800 кв.м. до 1800 кв.м.), Гращенковой уточнен размер испрашиваемого ею участка земли, площадь которого определена ею в <данные изъяты> кв.м. в соответствии с подготовленной ООО Д.» схемой расположения участка (л.д.42, 45).

С учетом изложенных обстоятельств, исходя из того, что на момент обращения истицы с заявлением о представлении в собственность спорного земельного участка право постоянного бессрочного пользования Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области соответствующим землеотводом не возникло, принимая во внимание тот факт, что использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием находится вне рамок компетенции Департамента, исходя из приоритетности защиты прав гражданина перед интересами государственного органа (ст.ст.2, 17-18, 36 Конституции РФ), а также установленных п.1 ст.34 ЗК РФ принципов земельного законодательства (справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков), а также общеправового принципа законности и недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Гращенковой В.С. о признании распоряжения Администрации <данные изъяты> области от 01.06.2010г. №740-р/адм в части предоставления Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. согласно схеме расположения земельного участка, подготовленной ООО Д.», на который претендует истица, незаконным.

По этой причине, то обстоятельство, что в настоящее время земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. обременен правом постоянного бессрочного пользования Департамента, на что указывают представители ответчиков, непреодолимым правовым препятствием для удовлетворения исковых требований Гращенковой в части предоставления ей спорного участка, служить не может. К тому же, судом учитывается и то, что участок площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен в постоянное бессрочное пользование органу, уполномоченному осуществлять исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области.

То обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 в Правила землепользования и застройки г.<данные изъяты>, утв. решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения, согласно которым испрашиваемый истицей земельный участок располагается в территориальной зоне Р2 - зона парков, скверов, набережных, ботанического сада (л.д.32-37) безусловным основанием для признания заявленных ею исковых требований не подлежащими удовлетворению служить не может.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на получение в частную собственность земли (ч.1 ст.36 Конституции РФ), предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость нормотворческой политики в данной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности приобретенных прав и действенности их государственной защиты.

По делу видно, что на момент обращения Гращенковой к ответчикам с заявлениями о представлении в собственность земельного участка, на день ее обращения в суд с соответствующими исковыми требованиями и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ (дата опубликования решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) испрашиваемый ею участок земли находился в территориальной зоне Ж1, для которой ИЖС являлось основным видом разрешенного использования. Однако упомянутым решением представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная зона изменена на Р2, которая не предполагает осуществление индивидуального жилищного строительства. Таким образом, неправомерный отказ ответчиков в предоставлении истице земельного участка с учетом внесенных в Правила землепользования и застройки г.Смоленска в ходе судебного разбирательства изменений фактически лишает ее права на реализацию гарантированных законом прав, что, очевидно, не отвечает упомянутым выше конституционным принципам.

В этом случае, придание обратной силы названным изменениям (распространение их действия на спорные правоотношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ), ухудшающим положение Гращенковой и означающее, по существу, отмену для нее права на получение в собственность земельного участка в конкретном месте, приобретенного в соответствии с ранее действовавшими Правила землепользования и застройки г.Смоленска и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями. В этом смысле, изменение территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемой Гращенковой земельный участок, при установлении судом вины ответчиков в нарушении ее прав, допущенном до внесения изменений в указанные Правила, не должно препятствовать восстановлению этих прав в рамках судебного разбирательства, в ходе которого такие изменения вступили в силу. С учетом изложенного, поскольку основания для получения Гращенковой земельного участка на момент ее обращения за судебной защитой имелись, наличие у суда оснований для признания оспариваемого Гращенковой распоряжения в части незаконным (при этом соответствие распоряжения требованиям закона проверяется на момент его принятия) позволяет суду удовлетворить и заявленное ею требование о предоставлении в собственность земельного участка.

Требуемый истицей размер предоставляемого земельного участка (<данные изъяты> кв.м.) не превышает установленные решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № нормы. Убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления Гращенковой В.С. земельного участка для индивидуального жилищного строительства именно такого размера и именно в указанном подготовленной ООО Д.» схеме месте, ответчиками суду не представлено.

В соответствии со ст.ст.6, 10, 15 Закона Смоленской области от 27.02.2002г. №22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» от имени Смоленской области как собственника принадлежащего ей имущества могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы государственной власти Смоленской области в рамках их компетенции, установленной Уставом Смоленской области, областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, к числу которых, относятся, в частности, Администрация Смоленской области и уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, к функциям которого отнесено образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области (п.3.7 Положения о Департаменте, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86). Решения об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области принимает Администрация Смоленской области на основании соответствующего правового акта.

Таким образом, в процессе отчуждения земельного участка, находящегося в собственности Смоленской области, посредством его образования из состава аналогичного земельного участка и последующего предоставления третьему лицу, участвуют как Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, так и Администрация <данные изъяты> области).

При таком положении, на основании приведенных выше нормативных положений, с учетом правил п.2 ст.7, ст.ст.11.3 - 11.4, 29, 34 ЗК РФ суд возлагает на ответчиков обязанность по бесплатному предоставлению Гращенковой В.С. в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м.(согласно схеме расположения участка, подготовленной ООО Д.») с проведением за счет Гращенковой работ по формированию данного земельного участка (путем образования его из находящегося в собственности Смоленской области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гращенковой В.С. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации <данные изъяты> области от 01.06.2010г. №740-р/адм в части предоставления Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схеме расположения участка, подготовленной ООО Д.) и входящего в состав находящегося в собственности Смоленской области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>).

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Администрацию <данные изъяты> области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Гращенковой В.С. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схеме расположения участка, подготовленной ООО Д.») с проведением за счет Гращенковой В.С. работ по формированию данного земельного участка, образовав его из находящегося в собственности <данные изъяты> области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Кудряшов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200