Решение о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Киселёва К.И.

при секретаре: Захаровой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Годуновой Л.М. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации Смоленской области о признании незаконным в части решения о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л:

Истица, с учётом уточнения заявленных требований (л.д.5, 21-23) обратились в суд с вышеуказанным иском. В обоснование правовой позиции привела ссылки на то, что в силу Закона Смоленской области от 10.06.2003г. №23-з имеет право на однократное бесплатное получение в собственность земельного участка для ведения огородничества. Соответствующее обращение к ответчикам, имевшее место 12 сентября 2010г., не принесло положительного результата. Вопрос об образовании испрашиваемого участка из состава участка земли, находящегося в собственности Смоленской областиплощадью 10 559 кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) положительно разрешен не был.

В качестве мотива к отказу в предоставлении в собственность объектов недвижимости, озвучены доводы об обременении указанной территории правом постоянного бессрочного пользования Департамента.

По мнению истицы, занятая ответчиками позиция неправомерна. Передача на основании распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010г. №740-р/адм земельного участка площадью 10 559 кв.м в постоянное бессрочное пользование Департаменту является незаконной, поскольку использование данным уполномоченным органом этого участка земли в соответствии с его целевым назначением находится вне рамок предоставленных ему полномочий.

С учетом изложенного, просила суд возложить на ответчиков обязанность по предоставлению испрашиваемого участка площадью <данные изъяты>. - согласно приложенной схеме расположения.

Представители Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, Администрации Смоленской области, Администрации г.Смоленска Герасименко В.А., Филатова Т.Ю., Енина Г.И. заявленные исковые требования не признали.

Отметили, что на момент обращения истицы в Департамент, земельный участок, из которого она просит образовать в целях последующего предоставления участок земли, обременен правом постоянного бессрочного пользования Департамента, зарегистрированным в установленном законом порядке.

Оспариваемое истицей распоряжение связано с реализацией установленных законом полномочий собственника земельного участка и прав истцов не нарушает.

К тому же на момент разрешения спора, земельный участок включен в состав территории, относящейся к зоне Р2, в границах которой предоставление земельных участков для огородничества исключено.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам и ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для ведения огородничества земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

По правилам п.1 ст.11.2, п.11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,

По делу установлено, что проживающая на территории Смоленской области Годунова Л.М., являясь ветераном труда, 12 сентября 2010г. обратилась с заявлениями и необходимыми документами в Администрацию Смоленской области и Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес> путём их образования из состава участка земли, находящегося в собственности Смоленской областиплощадью 10 599 кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>), относящего к землям населенных пунктов.

Письмом от 30 ноября 2010г. Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области отказал в удовлетворении соответствующей просьбы со ссылкой на наличие обременения участка земли площадью 10 599 кв.м правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.

Из объяснений участников процесса и материалов дела следует, что приказ Департамента от 07.05.2007г. №251, на который имеется ссылка в упомянутом письме, как на основание обременения участка правами третьего лица, действительно предусматривал предоставление земельного участка площадью 231380,5 кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование В из состава которого впоследствии было образовано 6 самостоятельных участков земли, включая землеотвод площадью 10 599 кв.м., право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на который, было прекращено распоряжением Администрации Смоленской области от 13.11.2007г. №981-р/адм, а распоряжением от 01.06.2010г. №740-р/адм в числе иных землеотводов земельный участок площадью 10 599 кв.м (кадастровый номер <данные изъяты>) предоставлен Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области на аналогичном праве, которое 14.07.2010г. зарегистрировано в УФРС по Смоленской области.

Согласно кадастровой выписке в отношении упомянутого земельного участка (кадастровый номер <данные изъяты>), находящегося в собственности Смоленской области, в качестве его разрешенного использования указано - «для многоэтажной жилой застройки».

Вместе с тем, как следует из письменных отзывов участников процесса и объяснений лиц участвующих в деле, названный земельный участок на момент обращения истицы к ответчикам был расположен в территориальной зоне Ж1 - жилая зона (Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками), в которой согласно градостроительному регламенту земельного участка разрешается строительство 1-2-квартирных жилых домов усадебного типа (основной вид разрешенного использования), а в качестве вспомогательного вида разрешенного использования предусмотрено ведение огородничества и не предусмотрено осуществление многоэтажного строительства.

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

Поскольку действующее законодательство не относит несформированность земельного участка к числу оснований для отказа в его предоставлении, соответствующие доводы возражений отвергаются судом.

Разрешая вопрос о законности распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010г. №740-р/адм в части обозначенной истицей в представленных исках, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.ст.268-269 ГК РФ, ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком - в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86 к числу задач и функций данного уполномоченного органа использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением (как для многоэтажного, так и индивидуального жилищного строительства), не отнесено.

Никем из участников процесса не оспаривалось те обстоятельства, что Департамент непосредственно фактическое использование земельного участка площадью 10 599 кв.м. не осуществляет (доказательства обратного в деле отсутствуют); передача участка в бессрочное пользование указанному уполномоченному органу обусловлена исключительно усмотрением собственника; единственным мотивом предоставления земли Департаменту явилось наличие у данного органа полномочий по разрешению организационных вопросов, связанных с образованием земельных участков, их разделением, выделением из их состава иных участков земли, подготовкой и оформлением необходимых для этого документов.

Тем самым, следствием принятия Смоленской областью решения о предоставлении соответствующих частей земельного участка третьим лицам будет являться прекращение этих прав Департамента.

С учетом обстоятельств спора, истцами исковые требования уточнены - Годунова Л.М. просит суд возложить на ответчиков обязанность предоставить ей участок площадью <данные изъяты>, в соответствии с приложенной к уточненному иску и представленной в Департамент схемой.

Исходя из того, что использование земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием находится вне рамок компетенции Департамента, отдавая приоритет защите прав гражданина перед интересами государственного органа (ст.ст.2, 17-18, 36 Конституции РФ), с учетом установленных п.1 ст.34 ЗК РФ принципов земельного законодательства (справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков), а также общеправового принципа законности и недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований истцов о признании распоряжения Администрации Смоленской области от 01.06.2010г. №740-р/адм в оспариваемой в иске части.

По этой причине, то обстоятельство, что в настоящее время земельный участок площадью 10599 кв.м. обременен правом постоянного бессрочного пользования Департамента, непреодолимым правовым препятствием для удовлетворения иска, служить не может. К тому же, судом учитывается и то, что этот участок предоставлен в постоянное бессрочное пользование органу, уполномоченному осуществлять исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области.

Проведение государственной регистрации вещного права Департамента в отношении участка земли на основании неправомерного Распоряжения от 01.06.2010г. №740-р/адм в предшествовавший обращению Годуновой к ответчикам период, (регистрация осуществлена 14.07.2010г.), не относится к числу обстоятельств, исключающих возможность судебной защиты охраняемых законом прав истицы на бесплатное получение земельного участка в собственность.

Первостепенное значение в ракурсе оценки данных доводов имеет определение в вопросе законности принятого Администрацией Смоленской области 01.06.2010г. решения. Поскольку судом констатировано отсутствие правовых оснований для издания соответствующего акта в оспариваемой истицей части, изначальное наличие государственной регистрации в отношении объекта недвижимого имущества - как формального условия обеспечения имущественных прав лиц, нельзя отнести к числу факторов, влекущих правомерное ограничение права граждан на реализацию гарантированной законом льготы на бесплатное получение земельного участка.

На момент разрешения дела наличие предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ ограничений, позволяющих отказать Годуновой Л.М. в предоставлении участка земли в испрашиваемом месте, судом не установлено; ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, она не воспользовалась.

То обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 в Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. были внесены изменения, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р2 - зона парков, скверов, набережных, ботанического сада, безусловным основанием для признания заявленных требований не подлежащими удовлетворению служить не может.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на получение в частную собственность земли (ч.1 ст.36 Конституции РФ), предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость нормотворческой политики в данной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности приобретенных прав и действенности их государственной защиты.

По делу видно, что на момент обращения Годуновой Л.М. к ответчикам с заявлением о представлении в собственность земельного участка (и впоследствии до 15.11.2010г. - дата опубликования решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) испрашиваемый участок земли находился в территориальной зоне Ж1, для которой ведение огородничества являлось вспомогательным видом разрешенного использования. Однако упомянутым решением представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная зона изменена на Р2, которая не предполагает ведения огородничества.

Таким образом, неправомерный отказ ответчиков в предоставлении Годуновой Л.М. земельного участка с учетом внесенных в Правила землепользования и застройки г.Смоленска изменений фактически лишает её права на реализацию гарантированных законом прав, что, очевидно, не отвечает упомянутым выше конституционным принципам.

В этом случае, придание обратной силы названным изменениям (распространение их действия на спорные правоотношения, возникшие до 15.11.2010г.), ухудшающим положение Годуновой и означающее, по существу, отмену для неё права на получение в собственность земельного участка в конкретном месте, приобретенного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки г.Смоленска и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями. В этом смысле, изменение территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый истицей земельный участок, при установлении судом вины ответчиков в нарушении её прав, допущенном до внесения изменений в указанные Правила, не должно препятствовать восстановлению этих прав в рамках судебного разбирательства

С учетом изложенного, поскольку основания для получения Годуновой Л.М. земельного участка на момент обращения к ответчикам имелись, наличие оснований для признания оспариваемого Распоряжения в части незаконным позволяет суду удовлетворить и заявленное требование о предоставлении в собственность земельных участков.

Размер требуемого Годунвоой Л.М. участка (<данные изъяты> кв.м.) не превышает установленные решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 предельные нормы (1800 кв.м).

Убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления истице земельного участка требуемого ею размера и в указанном в подготовленной схеме месте, ответчиками суду не представлено.

В соответствии со ст.ст.6, 10, 15 Закона Смоленской области от 27.02.2002г. №22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» от имени Смоленской области как собственника принадлежащего ей имущества могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы государственной власти Смоленской области в рамках их компетенции, установленной Уставом Смоленской области, областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, к числу которых, относятся, в частности, Администрация Смоленской области и уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, к функциям которого отнесено образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области (п.3.7 Положения о Департаменте, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86). Решения об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области принимает Администрация Смоленской области на основании соответствующего правового акта.

Таким образом, в процессе отчуждения земельного участка, находящегося в собственности Смоленской области, посредством его образования из состава аналогичного земельного участка и последующего предоставления третьему лицу, участвуют как Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, так и Администрация Смоленской области).

При таком положении, на основании приведенных выше нормативных положений, с учетом правил п.2 ст.7, ст.ст.11.3 - 11.4, 29, 34 ЗК РФ суд возлагает на ответчиков обязанность по бесплатному предоставлению Годуновой Л.М. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность для ведения огородничества земельного участка площадью <данные изъяты> (согласно представленной схеме расположения участков) с проведением за счёт истицы работ по формированию данного земельного участка - путем образования из находящегося в собственности Смоленской области земельного участка площадью 9099 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного в <адрес> (соответствующие параметры приведены судом в связи с представлением сторонами сведений о том, что ранее сформированному участку площадью 10 599 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты> присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, его площадью уменьшилась с 10 599 кв.м до 9099 кв.м в связи с исполнением ранее принятого судебного акта о предоставлении участка земли иному заинтересованному лицу).

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным распоряжение Администрации Смоленской области от 01.06.2010г. №740-р/адм в части предоставления Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного в <адрес> (согласно схеме расположения участка, представленной Годуновой Л.М. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области) и входящего в состав находящегося в собственности Смоленской области земельного участка площадью 9099 кв.м (кадастровый номер <данные изъяты>) (ранее - площадью 10599 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>).

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области и Администрацию Смоленской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Годуновой Л.М. в собственность бесплатно для ведения огородничества земельный участок площадью <данные изъяты> в <адрес> (согласно схеме расположения участка, представленной Годуновой Л.М. в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области) с проведением за счет Годуновой Л.М. работ по формированию данного земельного участка, образовав его из находящегося в собственности Смоленской области земельного участка площадью 9099 кв.м (кадастровый номер <данные изъяты>) (ранее - площадью 10599 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>), расположенного в <адрес>

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в 10-дневный срок.

Судья. подпись.

Копия верна. Судья. К.И.Киселёв

-32300: transport error - HTTP status code was not 200