Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой О.Н. к Администрации <данные изъяты>, Департаменту <данные изъяты> области по образованию и науке о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма и возложении обязанности по выделению денежных средств,
у с т а н о в и л:
Петрова О.Н. в порядке уточнения (после отмены решения суда в связи с пересмотром по вновь открывшимся обстоятельствам) обратилась в суд с указанным выше иском к Администрации <данные изъяты>, Департаменту <данные изъяты> области по образованию и науке, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ. является сиротой, с ДД.ММ.ГГГГ. работает и проживает в г.<данные изъяты>, не имеет закрепленного за ней пригодного для проживания жилого помещения, в связи с чем обладает правом на обеспечение Администрацией г.<данные изъяты> жильем по месту жительства за счет выделенных названным Департаментом денежных средств областного бюджета.
Представитель истицы Береснева О.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г.<данные изъяты> Федосеева А.Е. иск не признала, сославшись на то, что Петрова О.Н. должна обеспечиваться жильем на территории <данные изъяты> района <данные изъяты> области, где она была выявлена, как ребенок-сирота и за ней было сохранено право пользования жилым домом.
Департамент <данные изъяты> области по образованию, науке и молодежной политике, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, представив заявление о рассмотрении дела без его участия. В возражениях на иск, не оспаривая право истицы на обеспечение жильем в г.<данные изъяты>, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных к нему исковых требований, отметив, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот в г.<данные изъяты> жилыми помещениями наделена Администрация г.<данные изъяты>, обязанная в связи с этим организовать надлежащее исполнение постановленного судебного акта.
Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что Петрова О.Н. (до брака - <данные изъяты>) <данные изъяты>. рождения, после смерти родителей Постановлением главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № была направлена в школу-интернат (где находилась до <данные изъяты>.) с сохранением за ней права пользования жилым домом по адресу: <данные изъяты> область, пос.<данные изъяты>, ул.<данные изъяты>, д.<данные изъяты> (л.д.7-8, 10, 12, 149).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова О.Н. ввиду непригодности для проживания закрепленного за ней жилого помещения, поставлена на учет на внеочередное получение жилой площади в <данные изъяты> районе <данные изъяты> области при достижении совершеннолетия и возвращении в Тёмкинский район (л.д.9, 11).
Как следует из объяснений истицы и имеющихся в деле письменных доказательств, с 2006г. Петрова О.Н. постоянно проживает и работает в г.<данные изъяты> (л.д.6, 13-15, 151 - оборот). Однако в предоставлении истице жилого помещения по месту жительства Администрация <данные изъяты> отказала по тем основаниям, что за ней сохранено право пользования домовладением в пос.<данные изъяты>, где она и должна обеспечиваться жильем (л.д.5).
Вместе с тем, вступившим в законную силу решением <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ на Главу администрации МО «<данные изъяты> район <данные изъяты> области» возложена обязанность по отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом основанием для принятия такого судебного решения послужил установленный судом факт неправомерности сохранения за Петровой О.Н. права на жилой дом №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> пос.<данные изъяты> и отсутствие у нее права на внеочередное обеспечение жильем на территории <данные изъяты> района <данные изъяты> области.
Как следует из текста указанного судебного постановления, а также имеющихся в деле письменных доказательств, Петровой в лице законного представителя - матери М. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобретался бревенчатый жилой дом по указанному выше адресу, тогда как в действительности указанное домовладение шлакобетонное, земельный участок под его строительство в установленном порядке не отводился, сам жилой дом в эксплуатацию не вводился (л.д.82-86, 139, 141-143). По утверждению истицы, по этим причинам в данном домовладении, которое не имело кровельного покрытия, оконных и дверных проемов, она никогда не проживала.
Постановлением Главы администрации МО «<данные изъяты> район» <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № в рамках исполнения упомянутого выше судебного решения постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении за истицей права на внеочередное получение жилой площади в <данные изъяты> районе <данные изъяты> области отменено (л.д.131).
Таким образом, до настоящего времени Петрова О.Н., фактически не имеющая закрепленного жилья, жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ не обеспечена. Какое-либо жилое помещение в собственности у истицы отсутствует, права пользования жильем на условиях социального найма Петрова не имеет.
Учитывая то обстоятельство, что истица утратила право на предоставление жилого помещения на территории <данные изъяты> района <данные изъяты> области, где ранее за ней было закреплено право пользования названным жилым домом, на неправомерность чего указывается во вступившем в законную силу решении <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, принимая во внимание тот факт, что после окончания обучения в образовательных учреждениях с <данные изъяты>. Петрова постоянно проживает в г.<данные изъяты>, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истицей не по ее вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию <данные изъяты> обязанности по предоставлению Петровой во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.<данные изъяты> по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ, ст.50 ЖК РФ), которая должна быть исполнена органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).
При разрешении спора судом учитывается и то, что достижение Петровой О.Н. возраста, превышающего 23 года (преамбула и ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ), основанием для лишения ее гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, не является, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 года от 27.09.2006г.).
Ссылки представителя Администрации <данные изъяты> на наличие не отмененного в установленном порядке Постановления главы администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № о сохранении за истицей права пользования жилым домом в пос.<данные изъяты>, который до настоящего времени в эксплуатацию не введен, построен на неотведенном для этих целей земельном участке, является непригодным для проживания и в котором Петрова никогда не проживала, при установленном судом факте утраты Петровой права на обеспечение жильем в <данные изъяты> районе г.<данные изъяты>, обусловленным неправомерностью закрепления за ней жилья в этом районе, основанием для отказа в удовлетворении иска служить не могут.
В соответствии со ст.2-3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
Согласно п.п.3.2, 4.2 Постановлением Администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
С учетом изложенного, в целях своевременной реализации права Петровой на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент <данные изъяты> области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения Администрацией г.<данные изъяты> государственных полномочий по обеспечению истицы, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением. Исходя из положений приведенных правовых норм, то обстоятельство, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот в г.<данные изъяты> жилыми помещениями наделена Администрация г.<данные изъяты>, а не упомянутый Департамент, правового значения для разрешения требований Петровой о выделении Департаментом Администрации г.<данные изъяты> денежных средств не имеет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Петровой О.Н. удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Петровой О.Н., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Департамент <данные изъяты> области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения Администрацией <данные изъяты> полномочий по обеспечению Петровой О.Н., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий Кудряшов А.В.