Дело № 2-433/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Ивановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондратенкова П.В. об оспаривании действий должностного лица,
установил:
Кондратенков П.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министра обороны РФ, ссылаясь на то, что решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11.02.2010г. на Главное управление кадров Министерства обороны РФ возложена обязанность подготовить и предоставить на подпись Министру обороны РФ проект приказа о присвоении ему в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант». Проект приказа был подготовлен и предоставлен на подпись Министру обороны РФ, который 09.07.2010г. без какой-либо мотивировки отказал в присвоении ему воинского звания.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено судом, Кондратенков П.В. является выпускником Смоленского филиала юридического института МВД РФ. Приказом начальника ЮИ МВД России от 25.06.1999г. № 79 л/с ему присвоено специальное звание «лейтенант милиции».
В период с 21.07.1999г. по 19.02.2001г. он проходил службу в органах внутренних дел в должности следователя следственного отдела при Промышленном РОВД г.Смоленска и приказом начальника УВД Смоленской области от 30.08.1999г. ему присвоено специальное звание «лейтенант юстиции».
02.12.2008г. Кондратенков П.В. обратился с заявлением к Военному комиссару г.Смоленска с просьбой аттестовать его на воинское звание «лейтенант».
18.12.2009г. Военным комиссариатом г.Смоленска в отношении заявителя составлен аттестационный лист, из которого следует, что Кондратенков П.В. достоин присвоения воинского звания «лейтенант», данный аттестационный лист направлен начальнику Управления кадров Московского военного округа для принятия решения на присвоение заявителю офицерского звания.
Однако, 19.05.2009г. аттестационный материал возвращен указанным должностным лицом без реализации со ссылкой о нецелесообразности аттестования Кондратенкова П.В. к присвоению первого воинского звания офицера, в связи с принятием решения об укомплектовании должностей помощников командиров по правовой работе гражданским персоналом.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 12.08.2009г. начальник Управления кадров Московского военного округа Министерства Обороны РФ обязан направить в соответствующее кадровое подразделение Министерства обороны РФ аттестационный материал для присвоения Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант».
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11.02.2010г. Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и предоставить на подпись Министру обороны Российской Федерации проект приказа о присвоении Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант»
07.07.2010г. статс-секретарем - заместителем Министра обороны РФ была подготовлена докладная записка с проектом приказа о присвоении заявителю воинского звания «лейтенант юстиции», на которой 09.07.2010г. заинтересованным лицом была постановлена резолюция «отказать».
Вместе с тем, такой отказ суд находит необоснованным.
В соответствии с ч.2 ст.57 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.
Согласно ч.3 ст.24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237 (в редакции от 21.10.2008г.) «Вопросы прохождения военной службы» сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов Российской Федерации, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также лицам, уволенным со службы в указанных органах, воинские звания присваиваются Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.
При этом в отличие от ч.2 ст.24 Положения диспозиция ч.3 данной статьи в части порядка присвоения звания носит императивный характер и не связывается с усмотрением Министра обороны РФ.
Во всяком случае, установленным вышеназванным Федеральным законом гарантиям гражданина, пребывающему в запасе, корреспондирует обязанность должностного лица Министерства обороны РФ своевременно рассмотреть вопрос о присвоении звания и принять по нему обоснованное решение с тем, чтобы обеспечить необходимый баланс между интересами гражданина и должностным лицом органов государственной власти в сфере воинской обязанности и военной службы.
Кроме того, толкование содержания ч.2 ст.57 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не предполагает ничем не ограниченное произвольное усмотрение в решении вопроса о присвоении воинского звания. Право на присвоение звания не является абсолютным ничем не ограниченным правом.
Несмотря на то, что суды не уполномочены проверять целесообразность такого рода решений Министра обороны РФ, который действует в рамках предоставленных ему законом полномочий, необходимость обеспечения баланса частных и публичных интересов в сфере воинской обязанности и военной службы предполагает возможность проверки законности соответствующих решений, принимаемых в ходе прохождения такой службы.
Как следует из взаимосвязанных положений статей 19, 46 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право гражданина обратиться в суд за защитой от возможных произвольных правоприменительных решений должностных лиц органов государственной власти.
В данном случае военный комиссариат г.Смоленска провел необходимую работу по аттестации Кондратенкова П.В. на присвоение ему воинского звания офицера запаса, аттестационный лист в отношении заявителя был согласован с военным комиссаром Смоленской области и в установленном законом порядке направлен в кадровое подразделение Министерства обороны РФ для решения вопроса о присвоении заявителю воинского звания. Каких-либо объективных данных, препятствующих присвоения заявителю воинского звания, как в ходе аттестации, так и рассмотрения спора не установлено.
При таких данных суд находит требования Кондратенкова П.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Кондратенкова П.В. удовлетворить.
Обязать Министра обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления в силу решения суда присвоить Кондратенкову П.В. воинское звание «лейтенант юстиции».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий Д.Н.Иванов