Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.
При секретаре: Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузьменкова Виктора Никитьевича об оспаривании постановления Администрации города Смоленска об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
у с т а н о в и л:
Кузьменков В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации г.Смоленска от 01.09.2010г. №1563-р об исключении его из списка очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по восстановлению его на соответствующем учете, указав, что он, как инвалид Великой Отечественной войны, которому предоставлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, был необоснованно снят с указанного учета по тем основаниям, что уровень обеспеченности его общей площадью жилого помещения, определенный исходя из общей площади квартиры №70 в доме №27 по ул.Автозаводская в г.Смоленске, сособственником которой он является, а также общей площади жилого дома №23 по ул.Заречная в г.Смоленске, принадлежащего его дочери Кузьменковой Л.В., в котором заявитель с 2003г. был зарегистрирован, превышает установленную учетную норму.
Приводя доводы о незаконности подобного решения Администрации г.Смоленска, Кузьменков В.Н. отмечает, что при определении степени нуждаемости его в жилом помещении должна приниматься во внимание норма общей площади жилого помещения, установленная п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», для предоставления жилья инвалидам Великой Отечественной войны, равная 36 кв.м. на одного человека, исходя из которой с учетом размера принадлежащей заявителю доли в праве общей собственности на квартиру №70 в доме №27 по ул.Автозаводская в г.Смоленске и приходящейся на эту длю общей площади данного жилья, а также того обстоятельства, что Кузьменков В.Н. членом семьи Кузьменковой Л.В. не является и в упомянутом выше домовладении не проживает, основания для снятия заявителя с учета нуждающихся в жилом помещении у органа местного самоуправления отсутствовали.
Представитель заявителя Кривенкова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, приведенным в заявлении.
Представитель Администрации г.Смоленска Трегубова М.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признала, указав, что уровень обеспеченности Кузьменкова В.Н. жилым помещением, который в настоящее время один проживает в квартире №70 в доме №27 по ул.Автозаводская в г.Смоленске, свидетельствует о том, что он в улучшении жилищных условий не нуждается.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Баринова С.А., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
По правилам ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствие с положениями ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Кузьменков В.Н. является инвалидом Великой Отечественной войны и на основании решения Исполнительного комитета Заднепровского районного Совета народных депутатов от 19.03.1991г. №84 с составом семьи из трех человек (включая дочь Кузьменкову Л.В. и внука Доценко А.С.) был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по соответствующему списку граждан (л.д.5-6, 29).
На основании постановления Главы города Смоленска №767 от 28.04.2004г. из состава семьи заявителя исключены Кузьменкова Л.В. и Доценко (Кузьменков) А.С. (л.д.41, 43-44, 55).
В настоящее время Кузьменков В.Н. зарегистрирован и проживает в квартире №70 в доме №27 по ул.Автозаводская г.Смоленска общей площадью 38,1 кв.м., жилой - 19,5 кв.м., собственниками которой в равных долях (по 1/2 доле) на основании договора на безвозмездную передачу квартир в собственность граждан от 22.12.1992г. являются сам заявитель и его дочь Кузьменкова Л.В. (л.д.9-11).
Как следует из объяснений представителя Кузьменкова В.Н., письменных материалов дела и показаний свидетеля Баринова С.А., в указанном жилом помещении помимо его сособственников также зарегистрирован внук заявителя - Кузьменков А.С. (л.д.22). Вместе с тем, в квартире фактически проживает только один заявитель. Местом постоянного жительства Кузьменковой Л.В. и Кузьменкова А.С. является домовладение №23 по ул.Заречная в г.Смоленске общей площадью 80,6 кв.м., принадлежащее на праве собственности Кузьменковой Л.В., которое ранее в 1978г. было подарено Кузьменковым В.Н. своей супруге Семеновой З.В., и после ее смерти в 2007г. унаследовано Кузьменковой Л.В. В период с 11.07.2003г. Кузьменков В.Н. также был зарегистрирован в названом жилом доме (л.д.7, 13-14, 30, 39, 52-53, 60).
Постановлением Администрации г.Смоленска от 01.09.2010г. №1563-р заявитель исключен из списка очереди инвалидов Великой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по тем основаниям, что уровень обеспеченности его общей площадью жилого помещения, определенный исходя из общей площади квартиры №70 в доме №27 по ул.Автозаводская в г.Смоленске, а также жилого дома №23 по ул.Заречная в г.Смоленске превышает установленную учетную норму (л.д.8).
Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу о правомерности оспариваемого Кузьменковым В.Н. постановления.
Как уже отмечалось выше, гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005г. жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Основанием для принятия заявителя и членов его семьи в 1991г. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужила обеспеченность Кузьменкова В.Н. жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного в Смоленской области уровня (п.1 ст.29 ЖК РСФСР).
В соответствии с п.7 действовавших на момент принятия заявителя на указанный выше учет Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области, утв. Постановлением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов, Президиума областного Совета профсоюзов от 06.12.1984 №612 нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались, в частности, граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 6,5 квадратных метров. Инвалиды Великой Отечественной войны, семьи погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненные к ним в установленном порядке лица, а также участники Гражданской и Великой Отечественной войн, пребывавшие в составе действующей армии, и партизаны Великой Отечественной войны признались нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемой площади, если они проживали в общих квартирах или в неблагоустроенных помещениях, а также имели обеспеченность на каждого члена семьи менее 8-ми квадратных метров и в других особых случаях.
Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
По делу установлено, что в настоящее время Кузьменков В.Н. один зарегистрирован и проживает в квартире №70 в доме №27 по ул.Автозаводская г.Смоленска общей площадью 38,1 кв.м., жилой - 19,5 кв.м. Ввиду наличия неприязненных отношений с Кузьменковой Л.В., последняя, а также Кузьменков А.С. постоянно проживают в домовладении №23 по ул.Заречная в г.Смоленске общей площадью 80,6 кв.м.; их регистрация в упомянутой квартире носит формальный характер.
Таким образом, в настоящее время обеспеченность Кузьменкова В.Н. площадью жилого помещения выше как норм, установленных п.7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Смоленской области, утв. Постановлением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов, Президиума областного Совета профсоюзов от 06.12.1984 №612, так и учетной нормы, предусмотренной п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087, притом, что ни Кузьменкова Л.В., ни Кузьменков А.С. членами семьи заявителя не являются.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что с учетом изменившихся жилищных условий Кузьменкова В.Н. основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма (обеспеченность жильем ниже установленного уровня (нормы)), утрачены, в связи с чем, в силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ у органа местного самоуправления имелись законные основания для снятия заявителя с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы Кузьменкова В.Н. о том, что при определении степени нуждаемости его в жилом помещении должна приниматься во внимание норма общей площади жилого помещения, установленная п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», для предоставления жилья инвалидам Великой Отечественной войны, равная 36 кв.м. на одного человека, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Подпунктом 2 п.3 ст.23.2 упомянутого Закона установлено, что объем средств на реализацию передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем соответствующих категорий граждан, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для инвалидов ВОВ.
Таким образом, в указанной правовой норме установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого инвалиду ВОВ и членам его семьи на основании п. ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», тогда как в силу положений ст.ст.50-51 ЖК РФ (ранее - п.1 ст.29 ЖК РСФСР) для признания гражданина (участника ВОВ) нуждающимся в жилом помещении правовое значение имеет обеспеченность его общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, определенная исходя из установленной органом местного самоуправления учетной нормы.
Ссылки Кузьменкова В.Н. на положения ст.17 Закона Смоленской области от 19.12.1996 №36-з «О предоставлении жилища по договору найма в Смоленской области», согласно которым граждане снимаются с учета в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилища (по мнению заявителя - не менее 36, кв.м.), и отпали другие основания для постановки на учет, во внимание судом не принимаются, поскольку в силу положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» правоопределяющее значения для принятия решения о снятии указанных в данной правовой норме категории граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях, является утрата ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ, давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (в данном случае п.1 ст.29 ЖК РСФСР), тогда как заявитель предлагает применять на момент разрешения спора ранее действовавшие правовые нормы об основаниях снятия граждан с соответствующего учета, что противоречит буквальному толкованию ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ. К тому же, в настоящее время Кузьменков В.Н., исходя из количества проживающих в квартире №70 в доме №27 по ул.Автозаводская г.Смоленска граждан, обеспечен общей площадью жилого помещения более установленной п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ нормы предоставления (38,1 кв.м. при установленной 36,0 кв.м.).
Нельзя согласиться и с доводами Кузьменкова В.Н. о том, что его нуждаемость в жилом помещении необходимо определять исходя из наличия в его собственности 1/2 доли в праве на квартиру №70 в доме №27 по ул.Автозаводская г.Смоленска без учета количества граждан, фактически проживающих в ней.
Исходя из взаимосвязанных положений части 1 и части 2 ст.51 ЖК РФ (ранее - п.1 ст.29 ЖК РСФСР) критериями для определения факта нуждаемости гражданина в жилом помещении являются: состав семьи такого гражданина; обеспеченность самого гражданина и каждого члена его семьи жилым помещением (по договору социального найма либо на праве собственности); суммарная общая площадь всех жилых помещений, которыми обеспечен гражданин и каждый из членов его семьи.
Таким образом, для решения вопроса о нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий при наличии у него вещных прав на жилое помещение, характер таких вещных прав (наличие в собственности определенной доли в праве либо нахождение жилья в единоличной собственности) правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Кузьменковым В.Н. требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Кузьменкова Виктора Никитьевича об оспаривании постановления Администрации г.Смоленска об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях и восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий А.В.Кудряшов