Решение о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е Дело №

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего Бобриковой Л.В.

при секретаре Руденок А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Шерягиной О.С. к администрации г. Смоленска, Администрации Смоленской области о предоставлении жилого помещения,

У с т а н о в и л :

Прокурор Промышленного района г. Смоленска в интересах Шерягиной О.С. обратился в суд с иском к Администрации Смоленской области о выделении денежных средств на приобретение жилья для Шерягиной О.С.; администрации г. Смоленска о предоставлении Шерягиной О.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди жилого помещения по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Смоленской области, указав, что Шерягина О.С. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обладает правом на получение жилья, которое было в установленном порядке закреплено, но не реализовано до настоящего времени.

В судебном заседании представитель истца Слепцова А.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что Шерягина О.С. является лицом, оставшимся без попечения родителей, ранее проживала на территории <адрес>, в 2004г. была определена в госучреждение на полное государственное обеспечение. Постановлением Главы г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ признана не имеющей жилья. С 2007г. по 2009г. обучалась в <данные изъяты> где проживала и имела временную регистрацию. В настоящее время постоянной регистрации на территории Смоленской области не имеет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Шерягиной О.С. не была предоставлена социальная поддержка в виде предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Смоленской области.

Представитель администрации г. Смоленска в лице Управления опеки и попечительства Федосеева А.Е. исковые требования не признала, ссылаясь на то, права Шерягиной О.С. администрацией г.Смоленска не нарушаются., она числится в реестре учета детей-сирот на внеочередное получение жилья под номером <данные изъяты>. Учитывая, что денежные средства из бюджета Смоленской области на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются в недостаточном объеме, администрация города не имеет возможности обеспечить всех включенных в базу данных лиц. Кроме того, в настоящее время многие лица из числа детей-сирот обращаются в суд с исками о предоставлении жилого помещения, данное обстоятельство также препятствует обеспечению лиц, включенных в реестр, жилыми помещениями.

Представитель Администрации Смоленской области Козлова И.Н. исковые требования не признала, указав, что Администрация Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с областным законом № 114-з от 29.11.2008г. органы местного самоуправления наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Администрация Смоленской области ежегодно на эти цели выделяет денежные средства, размер которых определяется Смоленской областной думой, на 2011г. выделено 78 млн. руб. Истец не представил доказательств того, что указанных средств недостаточно для обеспечения жильем Шерягиной О.С., в связи с чем п.1 исковых требований необоснован.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на иск указал, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку все процедуры, связанные с приобретением жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключением с ними договоров социального найма осуществляет администрация г. Смоленска, а Департамент является только главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на указанные цели.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ предусматривает дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 1 статьи 8 вышеуказанного закона дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ).

Названная статья также предусматривает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Аналогичная норма предусмотрена ст.6 Закона Смоленской области от 29.09.2005 года №89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».

По делу установлено, что постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетняя Шерягина О.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, определена в государственное учреждение на полное государственное обеспечение в связи с тем, что одинокая мать несовершеннолетней - ФИО7, проживающая по адресу: <адрес>, осуждена по приговору Ленинского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> годам лишения свободы (л.д.5).

20.04.2007г. администрацией г. Смоленска вынесено постановление №-адм о признании несовершеннолетней Шерягиной О.С. не имеющей жилья, поскольку ни в г. Смоленске, ни в Смоленской области она не была зарегистрирована, в собственности жилья не имела (л.д.6). Данным постановлением на Управление муниципальной службы администрации г. Смоленска возложена обязанность по информированию администрации Смоленской области о необходимости внеочередного предоставления жилого помещения Шерягиной О.С.

В период с 12.10.2007г. по 30.06.2008г. Шерягина О.С. являлась учащейся <данные изъяты> (очная форма обучения) по профессии <данные изъяты> В период обучения находилась на полном государственном обеспечении (л.д.11). С 06.11.2008г. по 30.06.2009г. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания (л.д.13).

20.03.2009г. Управление опеки и попечительства администрации г. Смоленска обратилось к Департаменту Смоленской области по образованию и науке о выделении для временного проживания (до окончательного решения вопроса о предоставлении внеочередного жилья) комнаты (койко-места) в общежитии по адресу: <адрес>, Шерягиной О.С., которая находилась на обучении в <данные изъяты> и 30.06.2009г. должна быть выведенной из данного учебного заведения (л.д.15).

В настоящее время Шерягина О.С. постоянной регистрации на территории Смоленской области не имеет, с 29.10.2010г. по 28.09.2011г. зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания (л.д.10). еочередного жилья) комнаты (койко-места) в общежитии по адресу: г. ивания (до окончате

Таким образом Шерягина О.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но в настоящее время ее право не реализовано, она не имеет закрепленного жилого помещения.

На основании вышеизложенного суд находит, что нарушено право Шерягиной О.С. на жилище как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.6 Областного Закона «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области» № 89-з от 29.09.2005г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно ч.2 ст.50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п.1.1 постановления Главы г.Смоленска от 03.05.2005г. № 1087 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Смоленске установлена в размере 15,0 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предусмотренные указанным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Аналогичная норма предусмотрена п.2 ст.3, а также ст.7 Закона Смоленской области от 29.09.2005г. №89-з «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области».

Порядок осуществления органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями определен постановлением администрации Смоленской области от 28.11.2008г. №641.

Закон Смоленской области от 29.11.2007 года №114-з государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма, наделил органы местного самоуправления городских округов Смоленской области на неограниченный срок.

Таким образом, полномочиями по распределению средств бюджета Смоленской области наделена Администрация Смоленской области, а полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанной ранее категории, - администрация г. Смоленска.

В связи с вышеизложенным, обязанность по выделению денежных средств на приобретение жилья для Шерягиной О.С. следует возложить на Администрацию Смоленской области, а администрацию г. Смоленска- обязать предоставить Шерягиной О.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Смоленской области.

При этом доводы представителя Администрации Смоленской области суд находит несостоятельными поскольку, как следует из представленного письма управления опеки и попечительства в адрес прокуратуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в 2010г. в <адрес> из-за недостаточного финансирования из бюджета Смоленской области на эти цели сложилась острая ситуация с обеспечением жильем детей-сирот. Бюджету г.Смоленска на 2010г. выделено 12 087 600 руб., что составляет 30,25 процентов от размера потребности. Таким образом, удовлетворение требований о выделении денежных средств на приобретение жилья для Шерягиной О.С. будет способствовать скорейшему исполнению решения суда в части предоставления ей жилого помещения, без ущемления прав других лиц, также имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р е ш и л :

Обязать Администрацию Смоленской области выделить администрации г. Смоленска денежные средства на приобретение жилья для Шерягиной О.С..

Обязать администрацию г. Смоленска предоставить Шерягиной О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, вне очереди жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Смоленской области.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Бобрикова Л.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200