Об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов-исплниетелей УФССП по Смоленской области



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации г.Смоленска об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области и освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация г.Смоленска в порядке уточнения обратилась в суд с заявлением об оспаривании вынесенного 14.12.2010г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области постановления о взыскании с заявителя исполнительского сбора в размере 5000 руб. за неисполнение в установленный судебным приставом срок требований исполнительного листа, выданного 19.08.2010г. Ленинским районным судом г.Смоленска, о возложении на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению Коваленко А.Ю. по договору социального найма жилого помещения в г.Смоленске, сославшись на наличие оснований для освобождения от его уплаты, указав на принятие исчерпывающих мер, направленных на исполнение постановленного судебного акта и отсутствие вины в его неисполнении, обусловленное несвоевременным финансированием соответствующих расходов муниципалитета Департаментом Смоленской области по образованию и науке и продолжительностью соответствующей процедуры, связанной с приобретением в муниципальную собственность жилья и его последующим предоставлением Коваленко А.Ю,

Представитель Администрация г.Смоленска Голосов С.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Чудинов М.А. и Александрова Н.В., возражая против удовлетворения заявления, сослались на то, что оспариваемое Администрацией г.Смоленска постановление соответствует закону; указали на наличие у судебного пристава-исполнителя оснований для взыскания с заявителя исполнительского сбора, отметив, что в установленный срок должником в отсутствие каких-либо уважительных причин решение суда добровольно исполнено не было.

Коваленко А.Ю., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, на слушание не явилась, возражений на заявление не представила.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.ч.1-2, 6-7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника, в частности, в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении данного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1).

По делу установлено, что 31.08.2010г. судебным приставом исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области на основании выданного 19.08.2010г. исполнительного листа Ленинского районного суда г.Смоленска возбуждено исполнительное производство о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по предоставлению Коваленко А.Ю. по договору социального найма во внеочередном порядке жилого помещения в г.Смоленске в соответствии с установленными социальными нормами; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований (л.д.22-26).

В связи с неисполнением решения суда в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.12.2010г. с Администрации г.Смоленска взыскан с заявителя исполнительский сбор в размере 5000 руб. (л.д.36-37).

Ссылаясь на наличие оснований для отмены оспариваемого постановления, орган местного самоуправления приводит доводы о возможности освобождения его от взыскания исполнительского сбора, которые суд находит заслуживающими внимания.

Анализ положений 6-7 ст.112 Закона об исполнительном производстве позволяет придти к выводу о том, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний упомянутых норм Закона, которые должны применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Оценивая обстоятельства, препятствующие Администрации г.Смоленска добровольно исполнить исполнительный лист суда общей юрисдикции, суд находит их уважительными.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ предусмотренные этим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе, по обеспечению во внеочередном порядке жилыми помещениями), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.1, ч.1 ст.2, ст.3 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В силу п.4 Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов Смоленской области, бюджетам городских поселений Смоленской области, бюджетам сельских поселений Смоленской области на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2008 №763 перечисление субвенций осуществляется Департаментом Смоленской области по образованию и науке в течение 90 календарных дней со дня поступления заявки органов местного самоуправления городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что возможность обеспечения Администрацией г.Смоленска детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением находится в прямой зависимости от осуществляемого Смоленской областью финансирования.

При этом, приобретение органами местного самоуправления жилых помещений в целях их последующего представления детям-сиротам и лицам из их числа, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат, связанных с проведением соответствующего конкурса и заключением муниципального контракта.

Кроме того, достаточно продолжительной является процедура регистрации в уполномоченном регистрирующем органе права муниципальной собственности на приобретенное жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Учитывая эти обстоятельства, а также недостаточное финансирование осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, Администрация г.Смоленска дважды обращалась в Ленинский районный суд г.Смоленска с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда об обеспечении Коваленко А.Ю. жильем. Вместе с тем, в целях современной реализации права Коваленко на жилище, определениями суда от 02.09.2010г. и от 02.11.2010г. в удовлетворении данных заявлений органа местного самоуправления отказано.

Суд соглашается с доводами представителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области о том, что отсутствие необходимого финансирования осуществления соответствующих государственных полномочий нельзя отнести к числу чрезвычайных обстоятельств, влекущих невозможность исполнения Администрацией г.Смоленска вступившего в законную силу судебного решения.

Однако, по мнению суда, приведенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины органа местного самоуправления в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа и дают основания для освобождения Администрации г.Смоленска от взыскания исполнительского сбора.

По делу видно, что длительное неисполнение заявителем постановленного судебного акта было обусловлено непредоставлением Смоленской областью достаточного объема субвенций, необходимых для его принудительной реализации.

В целях восстановления нарушенных прав Коваленко А.Ю. Администрация г.Смоленска в рамках возбужденного в отношении нее исполнительного производства неоднократно (02.09.2010г., 10.09.2010г., 07.10.2010г.) обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке по вопросу перечисления денежных средств, необходимых для приобретения жилья в целях его последующего предоставления Коваленко.

После получения соответствующей субвенции по результатам проведенного конкурса от 22.10.2010г. Администрацией г.Смоленска за счет средств областного бюджета приобретена квартира №28 в доме №4 по ул.Социалистической г.Смоленска, которая постановлением от 10.11.2010г. №412-адм принята в муниципальную собственность с регистрацией 13.12.2010г. уполномоченным регистрирующим органом соответствующего вещного права органа местного самоуправления на данное жилье, а 31.12.2010г. постановленное судебное решение Администрацией г.Смоленска полностью исполнено - с Коваленко А.Ю. на основании постановления от 28.12.2010г. №904-адм заключен договор социального найма указанного жилого помещения (л.д.14-18).

При таком положении, несвоевременное исполнение Администрацией г.Смоленска требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок с учетом определенного нормативными актами механизма исполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности, длительности соответствующей процедуры приобретения и последующего предоставления жилья, а также отсутствия необходимого бюджетного финансирования, было обусловлено наличием объективных обстоятельств, находящихся вне контроля заявителя, препятствующих такому исполнению при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от муниципалитета в целях надлежащего исполнения обязанности по своевременному обеспечению Коваленко А.Ю. жильем в рамках исполнительного производства.

В этой ситуации с взысканием исполнительского сбора при отсутствии вины Администрации г.Смоленска в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа, согласиться нельзя, в связи с чем, суд освобождает заявителя от уплаты соответствующей денежной суммы и в целях исключения возможного взыскания названного сбора на основании оспариваемого муниципалитетом постановления (п.7 ч.1 ст.12 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве») отменяет данное решение судебного пристава.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от 14.12.2010г. о взыскании с Администрации г.Смоленска исполнительского сбора в сумме 5000 руб. отменить.

Освободить Администрацию г.Смоленска от взыскания исполнительского сбора в сумме 5000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Смоленской области от 14.12.2010г.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Кудряшов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200