о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью



Дело № 2-693/11

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

21 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фокина Г. М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью,

установил:

Фокин Г.М. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете и индексации ежемесячно выплачиваемой ему суммы в счет возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья в период ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указав, что ему расчет суммы в возмещение вреда здоровью, исчисленного из заработка за два полных месяца работы на ЧАЭС, необоснованно произведен без применения повышающего сумму заработка коэффициента «6».

Фокин Г.М. просил обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию установить ему к выплате ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью с 01 января 2011 года в размере 20 089 рублей 79 копеек, произвести выплату недополученной суммы за период со 22 ноября 1996 года по 31 января 2011 года в размере 1 342 059 рублей 95 копеек.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца Новиков И.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что при исчислении суммы в возмещение вреда здоровью средний заработок истца за два полных месяца работы на ЧАЭС подлежал увеличению на коэффициент «6».

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию исковые требования Корнеев А.П. иск не признал, пояснив, что истец не обладает правом на расчет суммы в возмещение вреда здоровью исходя заработка за два полных месяца пребывания и выполнения работы на ЧАЭС, увеличенного из коэффициент «6», поскольку работа истцом выполнялась без изменения условий труда.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Среднемесячный заработок для определения сумм в возмещения вреда здоровью определялся по правилам п.14 и п.15 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях только в случаях, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж 12 и более месяцев, в течение этого времени (12 месяцев) перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность

С 6 января 2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", которым предусмотрен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ начиная с 6 января 2000 г. подлежали применению соответствующие положения этого закона.

После 6 января 2000 г. до 15 февраля 2001 г. среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания, если доказана устойчивость изменения или возможности изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного (пункт 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Истец Фокин Г.П., призванный на военные сборы, с 05 января 1987 года по 03 апреля 1987 года принимал <данные изъяты> (л.д.12-14). Фокин Г.П. <данные изъяты> Медико-социальной экспертизой было установлено заболевание, возникновение которого является следствием воздействия радиации, полученного истцом при исполнении иных обязанностей военной службы на Чернобыльской АЭС (л.д.9).

Фокину Г.П. органами социальной защиты населения со <данные изъяты> была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда, как инвалиду 3 группы, участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в сумме 274 рубля 18 копеек (л.д.20).

Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью, которая по состоянию на 22 ноября 1996 года по общему правилу зависела от суммы заработка, была исчислена ответчиком исходя из заработка истца в сумме, полученной за два полных месяца работы на ЧАЭС - за февраль и март 1987 года (л.д.20).

Фокин Г.М. просит суд, не исследуя обстоятельства наличия оснований для расчета суммы среднего заработка за два полных месяца, произвести его увеличение с учетом повышающих коэффициентов, дополнительно применив коэффициент «6», который не был применен органами социальной защиты населения.

Требования истца об исчислении размера возмещения вреда исходя из заработка за два полных месяцев - за февраль и март 1987 года - работы на ЧАЭС с увеличением на соответствующие коэффициенты, в том числе на коэффициент «6», являются необоснованными, поскольку такое исчисление размера возмещения вреда возможно, если у имеющего общий трудовой стаж 12 и более месяцев, в течение этого времени (12 месяцев) перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность.

Право выбора периода для определения размера среднего месячного заработка принадлежало самому инвалиду, но только в пределах, предусмотренных ст.ст. 14, 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, и п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, и п. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", как до 6 января 2000 г., так и после 6 января 2000 г. и до 15 февраля 2001 г. среднемесячный заработок по желанию инвалида мог быть исчислен исходя из заработка в новых условиях только в случаях, когда у потерпевшего, имеющего общий трудовой стаж 12 и более месяцев, в течение этого времени (12 месяцев) перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация или должность, либо независимо от продолжительности общего трудового стажа до несчастного случая на производстве или наступления профессионального заболевания (с 6 января 2000 г. до 15 февраля 2001 г.) - если доказана устойчивость изменения или возможность изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего имущественное положение застрахованного.

Данных о том, что у Фокина Г.М. в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья изменились специальность, квалификация или должность, либо имела место устойчивость изменения либо возможность изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего его имущественное положение, в материалах дела не имеется. В период <данные изъяты> истец выполнял работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, был призван на военные сборы в период <данные изъяты>

Истцом Фокином Г.М. в суд не представлено доказательств того, что, работая в <данные изъяты> являющегося <данные изъяты> у него в течение 12 месяцев перед повреждением здоровья изменилась специальность, квалификация, должность или имели место устойчивость либо возможность изменения оплаты труда перед наступлением страхового случая, улучшающего его имущественное положение.

Сам по себе период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе при выполнении работ по военной специальности, не может быть отнесен к работе в новых условиях, если не доказана устойчивость изменения либо возможность изменения специальности, квалификации или должности пострадавшего (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 7 от 05.04.05).

Размер среднего месячного заработка, полученного истцом за двенадцать месяцев работы, органами социальной защиты не мог быть определен с учетом того обстоятельства, что истцом не были представлены полные данные о его среднем месячном заработке за 12 месяцев, предшествовавших получению увечья либо установлению инвалидности.

Требования Фокина Г.М. о возобновлении выплаты суммы в возмещение вреда здоровью исходя из исходной величины, ошибочно определенной органами социальной защиты населения в <данные изъяты>, полученной истцом за два месяца работы, не подлежат удовлетворению также в связи с тем, что истцом с <данные изъяты> был избран иной способ возмещения вреда здоровью.

Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ), гражданам, получавшим до его вступления в силу возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10 000 рублей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в пункт 25 части 1 и часть 2 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 были внесены изменения, согласно которым возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, должно производиться в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности (инвалидам 1-ой группы -5 000 рублей, инвалидом 2-ой группы -2 500 рублей, инвалидам 3-й группы - 1000 рублей), а не как прежде исходя из заработка.

При этом статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было предусмотрено, что в случае, если размер указанной компенсации не достигает ранее назначенной суммы возмещения вреда, ежемесячная денежная компенсация выплачивается в ранее назначенной сумме.

Истцу было предоставлено право выбора способа возмещения вреда, по собственному волеизъявлению Фокин Г.М. согласно заявлению от 15 февраля 2001 года перешел на выплату ежемесячной денежной компенсации по третьей группе инвалидности в сумме 1000 рублей 00 копеек ( л.д. 25-27).

Фокин Г.М. добровольно реализовал право выбора способа возмещения вреда.

При таких установленных судом обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного иска о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью путем возобновления выплаты суммы, назначенной истцу исходя из заработка за два полных месяца работа на ЧАЭС с применением повышающего размер заработка коэффициента «6» удовлетворению не подлежит.

Департамента Смоленской области по социальному развитию не в полном объеме произведена индексация ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, с 15 февраля 2001 года - ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалось, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Установленная законом ежегодная индексация указанных выплат органами социальной защиты населения осуществлялась не в полном объеме. Суммы в возмещение вреда здоровью подлежали ежегодной индексации первоначально с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда, индексов роста прожиточного минимума, а впоследствии - исходя из уровня инфляции.

Сумма в возмещение вреда за период с 01 июля 2000 года по 31 декабря 2000 подлежала индексации с учетом индекса роста минимального размера оплаты труда - 1.581, выражающего соотношение минимального размера оплаты труда в РФ с 01 июля 2000 года - 132 рубля 00 копеек (установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ) и минимального размера оплаты труда с 01 января 1997 года - 83 рубля 49 копеек (установлен Федеральным законом от 09 января 1997 года №6-ФЗ).

Сумма в возмещение вреда за следующий период с 01 января 2001 года по 01 июля 2002 года подлежала индексации с учетом индекса роста минимального размера оплаты труда - 1, 515, выражающего соотношение минимального размера оплаты труда в РФ с 01 января 2001 года - 200 рублей и минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года - 132 рубля 00 копеек (установлены Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ).

Федеральным Законом от 12.02.2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившим в силу 15.02.2001 года, была установлена ежегодная индексация сумм возмещения вреда здоровью пропорционально росту прожиточного минимума по Российской Федерации ( ч.3 ст.2).

В постановлении Конституционного суда РФ № 11-П от 19.06.2002 года в связи с признанием не соответствующей Конституции РФ ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ч.3 ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционным судом РФ было указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П).

Исчисление изменения величины прожиточного минимума за год производится путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году. Рост прожиточного минимума для пенсионеров Смоленской области с 01 января 2002 года составил величину - 1, 644, с 1.01.2003 года- 1, 229, с 1.01.2004 года- 1, 2.

Статьей 3 Федерального закона «О внесении изменений в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 26.04.2004 года № 31-ФЗ предусмотрена индексация соответствующих выплат с 19.06.2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246, от 21 марта 2007 г. N 171, от 21 декабря 2007 г., от 16 декабря 2009г и от 21 декабря 2010 года №1079 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Ответчиком не оспаривалась обоснованность требований истца об индексации суммы в возмещение вреда здоровью, начиная с 01 июля 2000 года с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда - 1.581, 1.515, индексации суммы денежной компенсации в возмещение вреда в размере 1000 рублей 00 копеек, начиная с 01 января 2002 года с учетом роста прожиточного минимума в Смоленской области - 1.644, 1.229, 1.2, в последующем с 01 января 2005 года исходя из индексов уровня инфляции - 1.11, 1.09, 1.08, 1.105, 1.13, 1.1, 1.065.

По представленному расчету ответчик обязан установить истцу к выплате по состоянию на 31 января 2011 года сумму денежной компенсации в возмещение вреда в размере 4 351 рубль 55 копеек исходя из расчета: 1 000 рублей 00 копеек х 1.644 х 1.229 х 1.2 х 1.11 х 1.09 х 1.08 х 1.105х 1.13 х 1.1х 1.065 (л.д.35).

В последующем Департаменту Смоленской области по социальному развитию следует производить индексацию суммы в возмещение вреда здоровью по возрастающей в соответствии с федеральным законодательством.

Расчет недополученной Фокиным Г.М. суммы возмещения вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2011 года с учетом выплаченных ежемесячных сумм в возмещение вреда за период с 01 июля 2000 года до 14 февраля 2001 года, а также денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 15 февраля 2001 года по 31 января 2001 года составляет сумму в размере 138 836 рублей 20 копеек, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается (л.д.35).

Ответственность по индексации и выплате суммы возмещения вреда несет Департамент Смоленской области по социальному развитию, на который возложена обязанность по осуществлению социального обеспечения лиц из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

иск Фокина Г. М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью удовлетворить частично.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию произвести Фокину Г. М. перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 31 января 2011 года к выплате сумму в возмещение вреда здоровью в размере 4 634 рубля 40 копеек с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользу Фокина Г. М. недополученную сумму в возмещение вреда здоровью за период с 01 июля 2000 года по 31 января 2001 года в размере 138 836 рублей 20 копеек за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней со дня его изготовления.

Председательствующий К.М.Макарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200