об обеспечении лекарственными препаратами



Дело № 2-488/11РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прищеповой Н. Н. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области об обеспечении лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

установил:

Прищепова Н.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области об обеспечении лекарственными препаратами <данные изъяты> по рецептам, выписанным за период с 03 февраля по 30 сентября 2010 года, с признанием за ней права на обеспечение этими лекарственными средствами. В обоснование иска Прищепова Н.Н. указала, что Департаментом Смоленской области по здравоохранению нарушены ее права как <данные изъяты> на социальную поддержку в связи с отказом в предоставлении лекарственных препаратов, назначенных ей различными лечебными учреждениями с учетом ее индивидуальной непереносимости лекарственных средств-аналогов. Прищеповой Н.Н. заявлено требование о возмещении морального вреда, причиненного действиями ответчика, который ею оценен в сумме 100 000 рублей.

Прищепова Н.Н. в судебном заседании исковые требования дополнила и просила обязать ответчиков погасить задолженность по обеспечению лекарственными препаратами <данные изъяты> с 03 февраля 2010 года по настоящее время, признать право на обеспечение лекарственными препаратами «<данные изъяты> (л.д.42-43 т.2).

Представитель истца Ивкин В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что действия Департамента Смоленской области по здравоохранению по отказу в предоставлении лекарственных препаратов являются необоснованными.

Представитель Департамента Смоленской области по здравоохранению Бондаренко Н.С. в судебном заседании иск не признала, указав, что право Прищеповой Н.Н. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами не нарушено, поскольку в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения производится закупка лекарственных препаратов по их международному непатентованному наименованию в соответствии с утвержденным перечнем лекарственных средств, из этого реестра Прищепова Н.Н. отказывается получить предоставляемый ей бесплатно лекарственный препарат; оснований для индивидуальной закупки лекарственных препаратов-аналогов по их торговым наименованиям не имеется (л.д.190-197 т.1).

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области Дятлова Н.А. суду пояснила, что управлению как контролирующему органу в сфере здравоохранения Департаментом Смоленской области по здравоохранению были предоставлены сведения об обеспеченности истца необходимыми лекарственными препаратами; объективных данных о нуждаемости истца в препаратах под конкретным торговым наименованием не имеется.

Представитель третьего лица Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №135 Федерального медико- биологического агентства» Штаний Л.В. в судебном заседании пояснила, что истец наблюдается в этом лечебном учреждении, ей были выписаны льготные рецепты на получение лекарственного препарата <данные изъяты> под торговым наименованием <данные изъяты> который дает истцу больший эффект в лечении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых 22 июля 1993 года, гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ инвалидам предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее -Порядок).

В соответствии с пунктами 2.3, 2.4, 2.7 Порядка при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства в соответствии с перечнем лекарственных средств. Лечебно-профилактическое учреждение предоставляет информацию об аптечных учреждениях, осуществляющих отпуск гражданам лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, выписанных в соответствии с Перечнями. В случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.

Статьей 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определено, что с 1 января 2008 г. органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов; организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

В судебном заседании установлено, что Прищепова Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ, является <данные изъяты>, наблюдается в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Медико-санитарная часть №135 Федерального медико- биологического агентства» (далее ФГУЗ МСЧ № 135 ФМБА России) и в соответствии с законодательством имеет право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения с учетом вида имеющихся у неё заболеваний. С 2003 года Прищепова Н.Н. состоит <данные изъяты> С 15 апреля по 29 апреля 2010 года истец находилась на <данные изъяты>. Для Прищеповой Н.Н. 21 января 2009 года решением врачебной комиссии оформлен индивидуальный заказ на 2009 год на лекарственный препарат <данные изъяты> Решением врачебной комиссии 03 февраля 2010 года (справка № 691) также разрешена индивидуальная заявка для истца на первое полугодие 2010 года на лекарственный препарат <данные изъяты>

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

Перечень лекарственных средств, которыми обеспечиваются инвалиды бесплатно, формируется на основании данных: об эффективности и безопасности препарата при определенном заболевании, синдроме или клинической ситуации; терапевтической эквивалентности препарата лекарственным средствам со схожими механизмами фармакологического действия; результатов фармакоэкономических исследований лекарственного средства; необходимости применения лекарственного средства для лечения патологий, преобладающих в структуре заболеваемости льготных категорий граждан, характеризующихся высокими показателями смертности и требующих значительных финансовых затрат; социальной значимости конкретного лекарственного средства практическим здравоохранением и населением; наличием лекарственного средства в утвержденных в установленном порядке стандартах медицинской помощи.

Действия Департамента Смоленской области по здравоохранению не нарушают права Прищеповой Н.Н. на получение набора социальных услуг в части препаратов <данные изъяты> которые не входят в утвержденный в рамках программы государственных гарантий перечень лекарственных препаратов.

Назначение лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий перечень, не влечет возникновения у Департамента Смоленской области по здравоохранению обязанности по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами в рамках программы государственных гарантий.

Обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (п.3.1 ст.34 Федерального закона).

Из объяснений представителя Департамента Смоленской области по здравоохранению в судебном заседании следует, что проведение аукциона по закупке лекарственных препаратов в рамках дополнительной бесплатной медицинской помощи производится по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств. Победитель торгов вправе поставить любые торговые наименования лекарственных средств, соответствующих международному непатентованному наименованию.

При этом закупка лекарственных средств в рамках программы дополнительной бесплатной медицинской помощи производится по международным непатентованным наименованиям лекарственных средств согласно Перечню лекарственных средств, утвержденному приказом Минздравцоцразвития РФ от 18.09.2006г. № 655. Данный перечень лекарственных средств содержит международное непатентованное наименование лекарственных препаратов <данные изъяты> под торговыми названиями которых соответственно выпускаются препараты <данные изъяты>

Ссылка истца на приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. № 2240-пр/06 «О государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» является несостоятельной, поскольку названный перечень не предусматривает лекарственных препаратов под торговым наименованием <данные изъяты>

Возможность закупки лекарственных средств по торговым наименованиям действующим законодательством предусмотрена в случаях наличия объективной необходимости (письмо Минэкономразвития России от 25 апреля 2001 года №АШ-985/05). Поэтому возложение на ответчика обязанности обеспечить лекарственными препараты, закупив их под конкретным торговым наименованием, без установления объективных данных не основано на нормах закона, и в противном случае повлечет нарушение Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В целях установления объективной необходимости в приеме лекарственного средств с конкретным торговым наименованием Департаментом Смоленской области по здравоохранению в соответствии с приказами от 23 ноября 2009 года №1088, от 11 марта 2010 года №0183 был регламентирован соответствующий порядок, предусматривающий возможность закупки лекарственных препаратов с конкретным торговым наименованием по заключению комиссии лечебно-профилактического учреждения с обязательным включением в ее состав главных специалистов -экспертов соответствующего профиля и по заключению <данные изъяты>

В целях решения вопроса обеспечения Прищеповой Н.Н. препаратом определенного торгового наименовании при Департаменте Смоленской области по здравоохранению была сформирована комиссия с привлечением главных специалистов: <данные изъяты> Состоявшийся 18 января 2011 года консилиум врачей - внештатных специалистов Департамента Смоленской области по здравоохранению не установил у Прищеповой Н.Н. объективную непереносимость каких-либо лекарственных препаратов, наличие аллергические реакции на них (л.д.204-205 т.1).

Нуждаемость в бесплатном обеспечении лекарственными препаратами под торговыми наименованиями в связи с неэффективностью и отсутствием терапевтического действия их аналогов, включенных в соответствующий перечень, не была подтверждена объективным данными.

Однако судом принимается во внимание, что ФГУЗ МСЧ № 135 ФМБА России 04 февраля 2010 года ходатайствовало перед Департаментом Смоленской области по здравоохранению об индивидуальной закупке для истца лекарственного препарата «Индапамид», торговое наименование «Арифон ретард», таблетки пролонгированного действия, со ссылкой на индивидуальную непереносимость у Прищеповой Н.Н. его торгового аналога. Заключением консилиум врачей - внештатных специалистов Департамента Смоленской области по здравоохранению от 18 января 2011 года подтверждается нуждаемость истца в продолжении антигипертензивной терапии, начатой ранее (л.д.204-205).

04 октября 2010 года ФГУЗ МСЧ № 135 ФМБА России повторно ходатайствовало перед Департаментом Смоленской области по здравоохранению об индивидуальной закупке для Прищеповой Н.Н. на второе полугодие 2010 года лекарственного <данные изъяты> торговое наименование «Арифон ретард», таблетки пролонгированного действия, 1,5 мг, №30 в упаковке.

Решением ВК (протокол ВК №1186 от 15.11.2010 года) разрешена индивидуальная заявка для Прищеповой Н.Н. на первое полугодие 2011 года препаратов <данные изъяты> таблетки пролонгированного действия, 1,5 мг, №30 в количестве 6 упаковок.

Всего за период с 01 января 2010 года по 15 декабря 2010 года Прищепова Н.Н. в рамках государственной программы получила лекарственные средства по льготным рецептам на общую сумму 10 910 рублей 88 копеек (л.д.122-124 т.1).

На приобретение препарата «<данные изъяты> были выписаны льготные рецепты (л.д.11-16). Аптечным учреждением в связи с отсутствием препарата под торговым наименованием <данные изъяты> истцу было предложено получить препарат под торговым наименованием <данные изъяты> от чего Прищепова Н.Н. отказалась. Указанные рецепты были включены аптечным учреждением в отдельный реестр (л.д.201 т.1).

Департаментом Смоленской области по здравоохранению должно быть осуществлено погашение задолженности по обеспечению лекарственными препаратами, выписанными по льготным рецептам на приобретение препарата <данные изъяты> с торговым наименованием <данные изъяты> согласно назначению врача по рецептам: <данные изъяты> (л.д.11-16, 201 т.1).

Департамент Смоленской области по здравоохранению является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области и в функции Департамента Смоленской области по здравоохранению входит определение потребности в лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и санитарном автотранспорте, в том числе объемов поставок этой продукции для обеспечения государственных нужд Смоленской области, функции государственного заказчика по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд Смоленской области на основании п.п. 3.3.2, п.п. 3.3.3 Положения о Департаменте Смоленской области по здравоохранению, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 28.08.2002 N 215.

В этой связи на компетентный орган исполнительной власти - Департамент Смоленской области по здравоохранению возлагается обязанность предоставить истцу лекарственные препараты <данные изъяты> таблетки пролонгированного действия, 1,5 мг, №30 согласно назначению врача по рецептам: <данные изъяты>

В остальной части иска судом не установлено, что действиями ответчика ущемляются права Прищеповой Н.Н. в области охраны здоровья и на медицинскую помощь. Судом также не установлено конкретного нарушения прав истца на отпуск лекарственных препаратов <данные изъяты> поскольку Прищеповой Н.Н. не оспаривалось, что льготные рецепты на приобретение этих препаратов в аптечные учреждения ею в 2010 году не предъявлялись.

Согласно ст.151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае, если нарушены личные неимущественные права либо совершены действия, посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии оснований денежной компенсации морального вреда, а также обоснованности заявленных требований о компенсации морального вреда в сумме 100 000 рублей 00 копеек истцом по правилам ст.56 ГПК РФ не представлено.

В иске к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области следует отказать как ненадлежащему ответчику по заявленному спору.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент Смоленской области по здравоохранению предоставить Прищеповой Н. Н. через аптечные учреждения Смоленской области бесплатный отпуск лекарственного препарата <данные изъяты> таблетки пролонгированного действия, 1,5 мг, №30, в том числе по рецептам: <данные изъяты>.

В остальной части иска, в иске к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд г.Смоленска.

Председательствующий К.М.Макарова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200