дело № 2-644/11
Решение
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 01 марта 2011 г.
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи В.П. Селезенева
при секретаре Е.С. Филимоновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска, действующего в интересах Чупровой В.И., к Администрации г. Смоленска, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, возложении обязанности по выделению денежных средств для приобретения жилья,
установил:
Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, действующий в интересах Чупровой В.И., обратился в суд с иском к ответчику об обеспечении последней, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилым помещением в г. Смоленске, сославшись на следующее. Чупрова В.И. состоит в очереди указанной категории на получение жилья лиц под номером 43. В настоящее время она закончила обучение в учреждении среднего профессионального образования, однако жилья на территории г. Смоленска не имеет. Имея в виду, что жилье лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется во внеочередном порядке, а продвижение очереди на получения жилья указанной категории лиц занимает длительный период, имеет место нарушение жилищных прав Чупровой В.И.
Согласно уточненному исковому заявлению, наряду с требованием к Администрации г. Смоленска о приобретении Чупровой В.И. жилого помещения во внеочередном порядке, также заявлено требование о возложении на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанности по выделению из бюджета Смоленской области денежных средств для приобретения такого жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Купреенкова О.В. иск поддержала.
Чупрова В.И. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить.
Департамент Смоленской области по образованию и науке представил заявление о рассмотрении дела без участия своего представителя. В возражениях на иск, не оспаривая право истца на обеспечение жильем в г. Смоленске, указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных к нему исковых требований, отметив, что государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот в г. Смоленске жилыми помещениями наделена Администрация г. Смоленска, обязанная в связи с этим организовать надлежащее исполнение постановленного судебного акта.
Управление опеки и попечительства Администрации г. Смоленска своего представителя в судебное заседание не направило. В представленном письменном возражении на иск сослалась на то, что в настоящее время денежные средства на приобретение жилья для указанной категории лиц из областного бюджета не выделены.
Представитель Администрации Смоленской области (третьего лица) Барабанова Н.Л. согласно представленному отзыву на иск сослалась на то, что главным распорядителем средств областного бюджета в отношении средств, выделяемых органам местного самоуправления на реализацию полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, является Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичные правила содержатся в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 г. № 114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма.
Согласно пунктам 3.2, 4.2 Постановления Администрации Смоленской области от 28 ноября 2008 г. № 641 заявки на получение субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями подаются органами местного самоуправления в орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный осуществлять управление в сфере образования, который перечисляет в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
По делу установлено, что Чупрова В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Постановлением Главы Администрации Кардымовского района Смоленской области № 412 от 30 декабря 1996 г. над Чупровой В.И. учреждена опека (л.д.4).
Постановлением Главы г. Смоленска № 3228 от 21 ноября 2005 г. Чупрова В.И. признана не имеющей жилья (л.д.5).
В ходе судебного разбирательства также установлено, что с 01 сентября 2006 г. по 24 июня 2010 г. Чупрова В.И. обучалась в <данные изъяты>. Указанное учреждение ставило вопрос о ее постановке на очередь для внеочередного предоставления жилья (л.д.6).
Чупрова В.И. состоит в очереди на внеочередное получение жилья указанной категории лиц под номером 43 (л.д.8).
Анализ вышеприведенных правовых норм в совокупности свидетельствует о том, что государство гарантирует предоставление жилья лицам из числа детей-сирот вне очереди по договорам социального найма непосредственно после окончания их пребывания в образовательном учреждении.
Суд отмечает, что разрешение требований о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, либо от наличия денежных средств в бюджете соответствующего уровня. В этой связи обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку иное повлекло бы нарушение жилищных прав лиц из числа детей-сирот.
Обстоятельства, связанные с порядком выделения местному бюджету субвенций, также не должны препятствовать реализации права Чупровой В.И. на внеочередное обеспечение жильем.
Таким образом, законодателем закреплен приоритет в обеспечении указанной категории лиц жилыми помещениями. Это означает, что в данном случае жилье должно предоставляться незамедлительно после возникновения соответствующего права, имея в виду, что другое жилье у этих граждан отсутствует. Иное повлекло бы нарушение жилищных прав указанной категории лиц.
В целях своевременной реализации права Чупровой В.И. на обеспечение жильем, суд возлагает на Департамент Смоленской области по образованию и науке, как уполномоченный орган, являющийся главным распорядителем средств (субвенций), выделяемых из областного бюджета на соответствующие цели, обязанность осуществить финансирование исполнения Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением.
С учетом изложенных обстоятельств, настоящий иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией г. Смоленска государственных полномочий по обеспечению Чупровой В.И., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Обязать Администрацию г. Смоленска предоставить Чупровой В.И., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в г. Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение десяти дней.
Председательствующий судья В.П. Селезенев