Дело № 2-161/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 года
Ленинский районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Л. И. к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
установил:
Смирнова Л.И. обратилась в суд с иском к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска о включении в специальный педагогический стаж периодов работы и признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 23 октября 2009 года - со дня обращения с заявлением о ее назначении. Смирнова Л.И. уточняла заявленные исковые требование в части включения в специальный стаж периодов работы, окончательно определив свои требования в дополнении к заявленному иску от 02 марта 2011 года (л.д.132).
В обоснование иска Смирнова Л.И. указала, что ей необоснованно не включены в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, период её работы с 07 сентября 1981 года по 07 апреля 1996 года в должности <данные изъяты>, с 12 апреля 1996 года по 23 августа 2002 года в должности <данные изъяты> а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 ноября 1991 года по 01 сентября 1992 года.
В судебном заседании Смирнова Л.И. исковые требования поддержала в полном объеме и просила обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска назначить досрочную трудовую пенсию в связи с длительным осуществлением педагогической работы.
Представитель ГУ - управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска Перехожева О.В. заявленные исковые требования не признала, сославшись на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, так как работа в должности воспитателя общежития, заведующего общежитием не предусмотрена соответствующим Списком должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с выполнением педагогической работы.
Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены должности воспитатель, преподаватель в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях).
Истец 23 октября 2009 года обратилась в ГУ -управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.
Решением ГУ -управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска от 22 января 2010 года в назначении пенсии истцу Смирновой Л.И. было отказано со ссылкой на отсутствие 25-летнего специального стажа, с указанием на наличие специального стажа 06 лет 02 месяца 21 день в соответствии с нормами постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П (л.д.6-7). В специальный стаж истца не были включены периоды ее работы: с 07 сентября 1981 года по 27 марта 1996 года <данные изъяты>, с 28 марта 1996 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 31 августа 2002 года, с 12 ноября 2002 года по 10 июля 2003 года в должности <данные изъяты>, а также период с 06 ноября 1991 года по 01 сентября 1992 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком после полутора лет (л.д.6-7).
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17 декабря 2001года №173-ФЗ не препятствуют гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
До 1 января 2002 г. (до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ") право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей (пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей) определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а также Списка должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции Постановления от 1 февраля 2001 г. N 79).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067.
Законодательство, действовавшее в период трудовой деятельности истца в качестве воспитателя общежития - Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" (статья 58), Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959 года N 1397, а также 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» - предусматривало право воспитателей общежития на назначение пенсии за выслугу лет до 30 сентября 1993 года.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959 года N 1397, право на льготное пенсионное обеспечение было установлено воспитателям как работникам просвещения.
Постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959 года N 1397 также было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения
Пунктом 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-и «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусматривалось, что в соответствии с абзацем вторым п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, в школах, училищах... К работе по специальности относится в средних специальных и профессионально -технических учебных заведениях работа в качестве … воспитателя общежития (если общежитие является структурным подразделением учебного заведения).
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров Союза ССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 с 01 октября 1993 года.
Следовательно, в специальный стаж работы истца подлежит включению ее работа с 07 сентября 1981 года по 30 сентября 1993 года в должности <данные изъяты>, являющегося <данные изъяты>.
При этом период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 06 ноября 1991 года по 01 сентября 1992 года (до 06.10.1992 года), подлежит включению в ее специальный стаж на основании действующей в указанный период правовой нормы - статьи 167 КЗоТ Российской Федерации, которая предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный (льготный) стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей», п.2 которого предусматривалось, что с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С 01 октября 1993 года работа истца в должности <данные изъяты>, равно работа истца в должности <данные изъяты> в специальный педагогический стаж включению не подлежит.
Должность «воспитатель» в учреждении «общежитие», равно должность «заведующий общежитием» не предусматривалась как педагогическая работа соответствующими Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067. Работа в указанных должностях не предусмотрена действующими Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Не имеют правового значения ссылки ситца на наличие в списках должности воспитателя, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, поскольку занимаемая истцом в спорный период должность воспитателя общежития не тождественная должности воспитателя.
Различия в характере работы и функциональных обязанностях лиц, работающих в должностях «воспитатель» и «воспитатель общежития» закреплены в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утв. постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 года №367, которым предусматривались в качестве различных должности «воспитатель» и «воспитатель общежития».
В этой связи несостоятельна ссылка истца на Постановление Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации", поскольку указанный документ регламентировал вопросы оплаты труда.
Определение того обстоятельства, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, как связанного с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года N 191 установлена норма часов преподавательской работы на ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы): 18 часов в неделю учителям 5 - 11 классов, 20 часов в неделю - учителям 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений.
Как следует из представленных суду письменных доказательств, истец с 1988 года выполняла в <данные изъяты> педагогическую нагрузку, проводила занятия по различным дисциплинам, выполняя трудовые функции преподавателя, (л.д.14-16, 18-32).
Педагогическая работа истца до 1 сентября 2000 г., то есть в периоды с 01 сентября 1995 года по 30 июня 1996 года, с 01 сентября 1996 года по 30 июня 1997 года, с 01 сентября 1997 года по 30 июня 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 30 июня 1999 года, с 01 сентября 1999 года по 30 июня 2000 год подлежит включению в специальный стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Обстоятельство окончания учебного года в июне соответствующего года с оплатой труда за этот месяц подтверждается представленными суду выписками из лицевых счетов Смирновой Л.И. (л.д.139-153).
Условие о выполнении нормы педагогической нагрузки, составляющей не менее 720 часов в год, которое было введено с 01 сентября 2000 года, было соблюдено истцом в период с 01 сентября 2002 года по 30 июня 2003 года (886 часов), соответственно этот период подлежит включению в специальный стаж истца. Истец не вырабатывал норму педагогической нагрузки в период с 01 сентября 2000 года по 30 июня 2001 года (496 часов), с 01 сентября 2001 года по 30 июня 2002 (506 часов), в этой связи указанные периоды в специальный стаж истца включению не подлежат.
Суммарная продолжительность специального стажа истца с учетом всех периодов педагогической работы на дату обращения в учреждение пенсионного обеспечения и дату рассмотрения гражданского дела составляет менее 25 лет согласно расчету учреждения пенсионного обеспечения (л.д.126), что является основанием для отказа в иске Смирновой Л.И. к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Смирновой Л. И. к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.
Обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска включить в специальный стаж работы, дающей Смирновой Л. И. право на досрочную трудовую пенсию, периоды: с 07 сентября 1981 года по 30 сентября 1993 года в должности <данные изъяты>, включая период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06 ноября 1991 года по 01 сентября 1992 года, а также периоды выполнения педагогический нагрузки в должности <данные изъяты>
с 01 сентября 1995 года по 30 июня 1996 года, с 01 сентября 1996 года по 30 июня 1997 года, с 01 сентября 1997 года по 30 июня 1998 года, с 01 сентября 1998 года по 30 июня 1999 года, с 01 сентября 1999 года по 30 июня 2000 года, с 01 сентября 2002 года по 30 июня 2003 года
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова