Дело №2-980/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Володченкова В. М. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о возмещении вреда здоровью,
установил:
Володченков В.М. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о назначении к выплате (возобновлении выплаты) ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью с исходя из условного заработка ДД.ММ.ГГГГ, с применением коэффициента «6», «6,4» и с учетом пенсионных коэффициентов, указав, что с <данные изъяты>.
В обоснование иска Володченков В.М. указал, что по месту жительства в <данные изъяты> органом социальной защиты населения ему с 01 апреля 1999 года необоснованно была прекращена выплата суммы в возмещение вреда здоровью, назначенная ему с 09 апреля 1998 года как <данные изъяты> По ранее действовавшему законодательству установленная ему <данные изъяты> инвалидность, вызванная имевшемся у него <данные изъяты> В связи с переездом в Смоленскую область материалы его учтенного дела по акту от 05 июля 2002 года были переданы в Департамент Смоленской области по социальному развитию, которым необоснованно не была возобновлена выплата суммы в возмещение вреда здоровью.
Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет суммы в возмещение вреда здоровью, установив с 01 марта 2011 года сумму в возмещение вреда в размере <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим
законодательством; взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию недополученную сумму в возмещение вреда
здоровью за период с <данные изъяты>. При расчете суммы в возмещение вреда здоровью истцом применен условный заработок ДД.ММ.ГГГГ
Истец Володченков В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Новиков И.Е. исковые требования не признал по тем основаниям, что Департаментом Смоленской области по социальному развитию истцу ДД.ММ.ГГГГ была выдано удостоверение инвалида ЧАЭС, после чего истец не обращался с заявлением об установлении ему денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Привлеченный к участи в деле в качестве третьего лица Департамент <данные изъяты> представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Названным законом под причинной связью развившихся заболеваний и инвалидности лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается связь между наступлением вредных последствий для здоровья указанных лиц и воздействием на них радиационных факторов вследствие чернобыльской катастрофы либо сочетания этих радиационных факторов с иными вредными факторами.
Положения ст.24 закона предусматривали, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно - врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации. Заключения межведомственных экспертных советов и военно - врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ).
В силу ч.10 ст.24 закона предписывалось, что при установлении врачебно - трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно - врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ).
Федеральным законом «О внесении изменении и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ лицам, пострадавшим в результате указанной катастрофы, было предоставлено право на возмещение вреда в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) определяемого в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, исходя из принципа полного возмещения причиненного вреда (пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
Среднемесячный заработок для определения сумм в возмещения вреда здоровью определялся по правилам п.14 и п.15 постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей». По выбору истца средний заработок мог быть определен за двенадцать месяцев работы, предшествовавших наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания средний заработок по желанию гражданина мог быть исчислен за двенадцать месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание.
В пункте 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ) помимо того, что было закреплено общее положение о выплате денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, было установлено, что если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения.
Истец Володченков В.М. в период ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, <данные изъяты> (л.д.17, 19, 20 обратная сторона, л.д. 46). По результатам освидетельствования была определена причина инвалидности <данные изъяты> (л.д.20). При последующем освидетельствовании в 2003 году решением Главного <данные изъяты> истцу была установлена <данные изъяты> (л.д.18, обратная сторона, л.д.34, 47-60). Володченкову В.М. 10 декабря 2003 года Департаментом Смоленской области по социальному развитию было выдано удостоверение лица, <данные изъяты> (л.д.18).
Истец 23 апреля 1998 года обратился в комитет по социальной защите населения при <адрес> о назначении ему суммы в возмещение вреда здоровью (л.д.71). Решением комитета <адрес> от 23 апреля 1998 года истцу была назначена сумма в возмещение вреда здоровью в размере 292 <данные изъяты> (л.д.67-68). С 01 апреля 1999 года в связи с пересмотром дела выплата суммы в возмещение вреда здоровью истцу была прекращена (л.д.75). В последующем в связи с переездом истца в Смоленскую область материалы выплатного дела на основании акта ДД.ММ.ГГГГ были переданы <адрес>. Решением <данные изъяты>л.д.37-38). 10 декабря 2003 года Володченкову В.М. было выдано удостоверение лица, перенесшего заболевание, связанное с радиационным воздействием, ставшего инвалидом (л.д.18. 39).
Как следует из материалов выплатного дела, выплата суммы в возмещение вреда здоровью истца Володченкову В.М. была прекращена в связи с отсутствием в материалах выплатного дела заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.
Решение <данные изъяты> о пересмотре дела и прекращении выплаты суммы в возмещение вреда здоровью истцу является необоснованным, поскольку <данные изъяты> было включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Указанный перечень был утвержден приказом Минздрава РФ от 23 марта 1993 года №45 «О внесении изменений и дополнений к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 1992 года №279 «Об организации оказания медицинской помощи и установления причинной связи заболевания, инвалидности и смерти лицам, подвергшимся радиационному воздействию» (приказы признаны утратившими силу 06 февраля 2001 года на основании приказа Министра здравоохранения от 06 февраля 2001 года №28).
Утвержденный совместным приказом Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития РФ от 26 мая 1999 года №198/85 новый перечень заболеваний не предписывал пересмотра причины инвалидности, установленного истцу 09 апреля 1998 года, поскольку этому нормативному акту, установившему новый перечень заболеваний, не была придана обратная сила.
Истцу органами социальной защиты населения была назначена ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с <данные изъяты> (л.д.68).
Володченковым В.М. при обращении в орган социальной защиты населения была представлена справка <данные изъяты> <данные изъяты>л.д.17), содержащая сведения о его заработке за время работы на Чернобыльской АЭС <данные изъяты> на основании которой органом социальной защиты населения сумма в возмещение вреда здоровью подлежала исчислению исходя из условного заработка истца по правилам пункта 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 19.06.2002 N 11-п "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" указал, что в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства не исключается исчисление сумм возмещения вреда, исходя из условного месячного заработка, без его ограничения для тех инвалидов-чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца.
Конституционный Суд РФ также признал не противоречащими Конституции РФ положения ч. ч. 1 и 2 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о сохранении возможности применения нормы п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" (в редакции, действовавшей до принятия ФЗ от 12.02.2001,) об исчислении сумм возмещения вреда в целях недопущения снижения ранее установленных сумм возмещения вреда здоровью, исходя из условного месячного заработка, безотносительно к зонам радиоактивного загрязнения для тех инвалидов-чернобыльцев, период работы которых по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составил менее одного полного календарного месяца.
Условный месячный заработок истца за период работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС - <данные изъяты> представленный истцом расчет условного заработка проверен ответчиком и не оспаривался (л.д.5).
С целью приближения реального размера заработка истца, который он имел до причинения вреда к уровню заработка, выплачиваемого за аналогичную работу ко дню исчисления возмещения вреда, возмещение вреда следует производить исходя из заработка, который осовременен с учетом всех установленных законодательством коэффициентов и индексов.
Абзацем 1 постановления Постановление Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года №4214-1 ««Об утверждении Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей»предусматривалось, что в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда установить, что заработок, из которого исчислен размер возмещения, увеличивается: для возмещения вреда, определенного в 1971 году и ранее, - в 11.2 раза; в 1972 году - в 10.9; в 1973 году - в 10.6; в 1974 году - в 10.3; в 1975 году - в 10.0; в 1976 году - в 9.7; в 1977 году - в 9.4; в 1978 году - в 9.1; в 1979 году - в 8.8; в 1980 году - в 8.5;в 1981 году - в 8.2; в 1982 году - в 7.9; в 1983 году - в 7.6; в 1984 году - в 7.3; в 1985 году - в 7.0; в 1986 году - в 6.7; в 1987 году - в 6.4; в 1988 году - в 6.1; в 1989 году - в 5.8 ; в 1990 году - в 5.5; в 1991 году - в 4.3 раза.
Абзац 2 пункта 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. N 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» предусматривал, что в связи с повышением стоимости жизни установить, что суммы заработка, из которого исчисляются суммы возмещения вреда, рассчитанные с учетом коэффициентов, указанных в настоящем пункте, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, - в шесть раз, с 1 января 1991 года до 31 января 1993 года, - в три раза.
Следовательно, размер ежемесячной суммы в возмещение вреда подлежал исчислению с учетом коэффициентов «6,7» и «6». В этой связи требование истца об увеличении его условного заработка на коэффициенты «6,7» и «6» является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 3 ст.11 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей предусматривалось, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. (часть 3 введена Федеральным законом от 24.11.95 N 180-ФЗ).
В этой связи помимо повышающих коэффициентов «6,7», и «6» заработок истца подлежал увеличению на коэффициенты повышения стоимости жизни, установленные положениями пенсионного законодательства, и приведенные в письме Пенсионного фонда РФ от 27 июня 1996 года №06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий» и в Указе Президента РФ от 10 декабря 1993 года №2121 «О повышении ранее назначенных трудовых пенсий».
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24 ноября 1995 года №180-ФЗ была введена в статью 11 Правил возмещения вреда часть 3, которой устанавливалось, что при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии.
В п.13 постановлении Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеется указание на то, что при исчислении размера возмещения вреда после введения в действие Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 180-ФЗ и до признания утратившими силу Правил при определении общей суммы заработка для исчисления сумм возмещения вреда впервые все суммы, учитываемые в составе заработка инвалида, подлежали индексации в порядке, установленном действовавшим в указанный период законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии (часть 3 статьи 11 Правил).
Положения пункта 3 статьи 11 Правил возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, которые утратили силу со дня введения в действие Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ, на момент назначения истцу суммы в возмещения вреда здоровью, 23 апреля 1998 года, предусматривали увеличение заработка истца на коэффициенты повышения стоимости жизни, установленные положениями пенсионного законодательства.
Следовательно, к расчету должен быть принят условный заработок Володченкова В.М. <данные изъяты> Помимо указанных коэффициентов следует произвести увеличение месячного заработка на коэффициент «6».
Рассчитанная в соответствие требованиями действующего законодательства сумма в возмещение вреда, причитающаяся истцу с 09 апреля 1998 года составила бы сумму <данные изъяты> согласно представленному истцом и не оспариваемому ответчиком расчету.
Суммы в возмещение вреда здоровью подлежат также ежегодной индексации с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда, роста прожиточного минимума, а в последующем - исходя из уровня инфляции.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривалось, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Ответчиком не оспаривалась обоснованность требований истца об индексации суммы в возмещение вреда здоровью, начиная с 01 июля 2000 года с учетом индексов роста минимального размера оплаты труда - 1.581, 1.515, с 01 января 2002 года - с учетом роста прожиточного минимума в Смоленской области - 1.644, 1.229, 1,2, с 01 января 2005 года исходя из индексов уровня инфляции - 1.11, 1.09, 1.08, 1.105, 1.13, 1.1, 1.065.
На основании вышеизложенного, с учетом индексации размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> (л.д.5).
В последующем Департаменту Смоленской области по социальному развитию
следует производить индексацию суммы в возмещение вреда здоровью по
возрастающей в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно расчету, размер недополученной Володченковым В.М. суммы возмещения вреда здоровью за период с <данные изъяты> (л.д.5).
Основания для применения последствий пропуска срока исковой давности по правилам ст.208 ГК РФ не усматриваются с учетом характера спорных правоотношений о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (данная правовая позиция приведена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 года N 445-О).
Ответственность по начислению и выплате суммы возмещения вреда несет Департамент Смоленской области по социальному развитию являющийся органом социальной защиты населения, на который возложена обязанность по осуществлению социального обеспечения лиц из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В силу статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (данная правовая позиция изложена в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 14 декабря 2000 года №35).
Доводы ответчика о том, что Володченков В.М. не обращался в органы социальной защиты населения в Смоленской области опровергаются имеющимся в материалах дела письменным сообщением названного органа в адрес <данные изъяты> из которого следует, что по существу было отказано в возобновлении выплаты истцу суммы в возмещение вреда здоровью по тому основанию, что в материалах выплатного дела истца отсутствовало заключение межведомственного экспертного совета (л.д.14).
При таких установленных судом обстоятельствах на Департамент Смоленской области по социальному развитию следует возложить обязанность произвести Володченкову В.М. начисление суммы в возмещение вреда здоровью и установить с <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством; произвести выплату за счет средств федерального бюджета в пользу Володченкова В.М. единовременно недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с <данные изъяты>.
В пользу истца Володченкова В.М. подлежит взысканию сумма представительских расходов в размере 1000 рублей 00 копеек по правилам ст.100 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию назначить к выплате Володченкову В. М. сумму в возмещение вреда здоровью,
установив <данные изъяты> с последующей ежегодной индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Взыскать с Департамента Смоленской области по социальному развитию в пользуВолодченкова Валерия Михайловича недополученную сумму в возмещение вреда
здоровью за период с <данные изъяты>, а также 1000 рублей 00 копеек представительских расходов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на реализацию Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова