Дело № 2-366/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пархоменко В. В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью,
установил:
Пархоменко В.В. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью <данные изъяты>, указав, что в период с 26 июня по 25 октября 1986 года принимал участие в работах <данные изъяты>, являлся получателем ежемесячной суммы возмещение вреда здоровью. После переезда на территорию Российской Федерации в 2003 году документы об инвалидности, выданные ему <данные изъяты>, органами социальной защиты населения не были учтены, для назначения ему суммы возмещения вреда здоровью он вынужденно в 2006 году повторно прошел медицинское освидетельствование, по результатам которого ему была <данные изъяты> После установления причинной связи заболевания ему необоснованно лишь с <данные изъяты>
Истец, уточнив заявленный иск, просил обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию установить с <данные изъяты>, взыскать задолженность по недополученной сумме ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за <данные изъяты>
Истец Пархоменко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца Пархоменко В.В. Новиков И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на Межправительственное Соглашение "О взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей" от 09.09.1994.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Лавриненкова А.И. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, а также другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации, оснований для принятия во внимание документов государства <данные изъяты> не имеется.
Заслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 14 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматриваются меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы.
Статья 14 названного закона предусматривает, что возмещение вреда здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, а в случае их смерти - нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, должно производиться в твердых суммах в зависимости от группы инвалидности: инвалидам 1-ой группы -5 000 рублей, инвалидам 2-ой группы -2 500 рублей, инвалидам 3-й группы - 1000 рублей.
В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607 "О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" регулирует порядок и условия выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с Порядком для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам предоставляются (их заверенные в установленном порядке копии): заявление о выплате денежной компенсации; копия специального удостоверения инвалида; копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности; копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (пункт 5). Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (пункт 7).
Судом установлено, что истец Пархоменко В.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с <данные изъяты> (л.д.14). Истцу <данные изъяты> была установлена <данные изъяты> (л.д.13). Решением <данные изъяты> (л.д.10).
Истец переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию в 2004 году и получил в 2005 году российское гражданство. С 29 декабря 2004 года истец состоит на учете в органах социальной защиты населения как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
25 июля 2006 года <данные изъяты> Пархоменко В.В. была установлена <данные изъяты> (л.д.11). Решением <данные изъяты> (л.д.8). Истец при повторном освидетельствовании <данные изъяты> АЭС (л.д.7).
За истцом как лицом, <данные изъяты> было признано право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании удостоверения, <данные изъяты> Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент Смоленской области по социальному развитию о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию ДД.ММ.ГГГГ истцу Пархоменко В.В. ДД.ММ.ГГГГ назначена к выплате ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью <данные изъяты> (л.д.12).
Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.
Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 24 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета.
Ссылка представителя истца на <данные изъяты> является несостоятельной, поскольку оно не регулирует правоотношения в области возмещения вреда, причиненного вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и радиационных катастроф. В статье 1 названного соглашения прямо предусматривается, что возмещение вреда, причиненного работникам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, осуществляется в соответствии с принятым национальным законодательством и специальным соглашением. Вышеуказанное подтверждается статьей 5 названного соглашения, которая не предусматривает возможности принятия стороной - участником соглашения решений межведомственных экспертных советов другой стороны, уполномоченных на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 24.06.2003 N 364 "О намерении Российской Федерации не стать участником некоторых международных договоров, подписанных в рамках Содружества Независимых Государств" Россия вышла из Межправительственного соглашения государств - участников СНГ от 09.09.1994 о социальной защите и охране здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и аварий, а также ядерных испытаний.
Право пользоваться мерами социальной поддержки, установленными российским законодательством, для лиц (в том числе и прибывших) возникает с момента определения их правового статуса (т.е. получения соответствующего удостоверения российского образца), наделяющего правом на такие меры.
При таких установленных судом обстоятельствах оснований в удовлетворении заявленного Пархоменко В.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию иска о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В иске Пархоменко В. В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова