Дело № 2-1246/ 11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2011 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Санаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрючко В. П. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о взыскании задолженности по выплате сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление,
установил:
Дрючко В.П. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о взыскании задолженности по выплате сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление. В обоснование иска Дрючко В.П. указал, что он имеет удостоверение участника действий подразделений особого риска, ему выплачивается <данные изъяты>. Истец Дрючко В.П. просил признать за ним право на выплату денежных компенсаций за прошлое время с начала действия положений Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1 «О распространении действий Закона РСФСР « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».
Истец, увеличив размер исковых требований, просил обязать ответчика установить с октября 2010 года к выплате сумму ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1 <данные изъяты>, с 2010 года сумму ежегодной компенсации на оздоровление в размере <данные изъяты>, взыскать задолженность по недополученным суммам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с учетом индексации в размере <данные изъяты>, ежегодной компенсации на оздоровление с учетом индексации в размере <данные изъяты>.
Истец Дрючко В.П., его представитель Новиков И.Е. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Представитель истца Новиков И.Е. суду пояснил, что выдача истцу удостоверения, дающего ему право на компенсационные выплаты, была осуществлена несвоевременно вследствие ненадлежащего соблюдения порядка оформления выдачи этого удостоверения по месту его службы, нарушенное таким образом право истца подлежит восстановлению государством в лице органов социальной защиты населения путем начисления сумм денежных компенсаций с начала действия положений Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 2123-1.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоскина Ю.Н. исковые требования не признала, указав, что истцу в соответствии с действующим законодательством проведена полная индексация и выплачены в полном объеме суммы денежных компенсаций.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Этому праву корреспондирует конституционная обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), в том числе по возмещению вреда лицам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера.
Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РФ от 15.05.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". К гражданам из подразделений особого риска отнесены лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, непосредственно участвующие в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия.
Лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 названного Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12,14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Судом установлено, что истцу Дрючко В.П. <данные изъяты> было выдано удостоверение участника действий подразделений особого риска, в котором указывается, что он имеет право на льготы, установленные для лиц, указанных в подпункте "д" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123-1.
Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством РФ (абзац 5 п. 2 Постановления).
В целях реализации компенсаций и льгот, установленных законодательством Российской Федерации для защиты прав и интересов, в частности, граждан из подразделений особого риска Министром обороны РФ был издан приказ N 250 от 26.06.1996 года "О мерах по обеспечению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также граждан из подразделений особого риска" N 250 от 26.06.1996 года.
Из содержания данного акта усматривается, что заместителям Министра обороны РФ, главнокомандующим видами Вооруженных Сил РФ, командующими войсками военных округов (флотами), родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил РФ, военным комиссарам приказано организовать выявление и учет граждан из подразделений особого риска из числа военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, а также представление на них по мере необходимости списков по форме согласно Приложению N 6 к настоящему Приказу (абзац 1 пп. "г" п. 1). Подтверждение непосредственного участия граждан, в частности, в испытаниях ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и Центральном полигоне РФ (о-ва Новая Земля) возложено на войсковую часть 31600 (абзацы 8, 9 п.п. "г" п. 1). Направление подписанных списков в Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ для рассмотрения вопроса о выдаче соответствующим лицам удостоверений на право получения льгот и компенсаций обеспечивается, в частности, командиром войсковой части 31600 (абзац 13 п.п. "г" п. 1).
Согласно сообщению <данные изъяты> Дрючко В.П. включен в список непосредственных участников испытаний ядерного оружия от войсковой части <данные изъяты>. Список согласован в <данные изъяты> с указанием дальнейших действий Дрючко В.П. по получению удостоверения участника действий подразделений особого риска (л.д.10).
Удостоверение участника действий подразделений особого риска было выдано истцу <данные изъяты> (л.д.7).
Органы социальной защиты населения, производящие выплату ежемесячных денежных компенсаций, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью названной категории граждан, несут ответственность лишь в части начисления и выплаты сумм денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью, но не отвечают по обязательствам государственных органов по оформлению и выдаче соответствующих удостоверений.
Судом не установлено нарушений прав истца действиями Департамента Смоленской области по социальному развитию по начислению и выплате сумм денежных компенсаций.
Действующие Правила предусматривают, что выплата компенсаций должна производится гражданину начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления в орган социальной защиты населения.
Истец за назначением соответствующих выплат обратился в органы социальной защиты населения <данные изъяты> (л.д.22-25).
Из вышеизложенного усматривается, что оснований для начисления истцу указанных выплат в более ранний срок не имеется.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены статьей 15 и статьей 40 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 2 Правил выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 907, для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства заявление в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171 и от 21 декабря 2007 года N 914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации за соответствующий период.
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального Закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171 и от 21 декабря 2007 года N 914 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 - 1010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий год.
Дрючко В.П. органами социального обеспечения <данные изъяты> назначена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере <данные изъяты>, компенсационная выплата на <данные изъяты> (2007год).
Как следует из материалов дела и бесспорно установлено в ходе судебного заседания истец Дрючко В.П. в 2010 году получал ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме <данные изъяты>, а ежегодную компенсацию за вред здоровью в сумме <данные изъяты> (л.д.5).
Истец является получателем <данные изъяты>, начиная с месяца подачи им заявления в уполномоченный орган социальной защиты населения, которым указанные компенсации истцу начислялись с <данные изъяты> и ежегодно индексировались.
При таких установленных судом обстоятельствах основания для удовлетворения заявленного к Департаменту Смоленской области по социальному развитию иска о взыскании задолженности по денежным выплатам не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
В иске Дрючко ФИО8 к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о взыскании задолженности по денежным выплатам отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий К.М.Макарова