О признании незаконным в части распоряжения о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2011г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Кудряшова А.В.

при секретаре Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Гребенцовой Л.Н., Ахременко Н.П., Москвиной М.М., Костриковой В.И., Кореньковой Л.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, Администрации <данные изъяты> области о признании незаконным в части решения о предоставлении земельных участков в постоянное бессрочное пользование и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Гребенцова Л.Н., Ахременко Н.П., Москвина М.М., Кострикова В.И., Коренькова Л.А, в порядке уточнения обратились в суд с указанными выше исками (дела по которым объединены в одно производство) к ответчикам, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как льготная категория граждан (ветераны труда, инвалиды), имеют право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и с этой целью обратились с соответствующими заявлениями в Администрацию <данные изъяты> области, в котором поставили вопрос об образовании соответствующих участков в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> из состава участка земли, находящегося в собственности <данные изъяты> области, однако в этом им было отказано ввиду обременения последнего правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.

Ссылаясь на неправомерность упомянутого выше бездействия, истцы отмечают, что передача на основании распоряжения Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм названного земельного участка в постоянное бессрочное пользование Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области является незаконной, поскольку использование данным уполномоченным органом этого участка земли в соответствии с его целевым назначением находится вне рамок предоставленных ему полномочий. Учитывая отсутствие на момент их обращения каких-либо обременений земельного участка и правопритязаний в отношении него третьих (помимо Департамента) лиц, ответчики, по мнению истцов, обязаны в целях реализации гарантированных законом их прав принять решение о предоставлении испрашиваемых ими в настоящее время участков, согласно подготовленным по их инициативе схемам их расположения.

Представитель Гребенцовой Л.Н., Ахременко Н.П. - Яковлева Ю.В., представитель Кореньковой Л.А., Костриковой В.И. - Выговский О.Н., представитель Москвиной М.М. - Ильин Н.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме. Отметили, что принятие Администрацией <данные изъяты> области оспариваемого распоряжения не должно служить достаточным правовым препятствием для предоставления истцам спорных земельных участков, которые юридически не могут использоваться и фактически не используются Департаментом по прямому назначению.

Представители Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Администрации <данные изъяты> области Карпович Ю.В. и Барабанова Н.Л. (соответственно) заявленные исковые требования не признали, сославшись на то, что на момент разрешения спора земельные участки, из которых истцы просят образовать в целях последующего предоставления им участки земли, обременены правом постоянного бессрочного пользования названного Департамента, что исключает возможность удовлетворения исков. Оспариваемое истцами распоряжение, связано с реализацией установленных законом полномочий собственника земельного участка на распоряжение им и прав истцов не нарушает, а потому - незаконным признано быть не может.

Третье лицо - Администрация г.<данные изъяты>, надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила; возражая против удовлетворения исков просила рассмотреть дело без ее участия.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда и инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

По правилам п.1 ст.11.2, п.11.3 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления,

По делу установлено, что проживающие на территории Смоленской области Гребенцова Л.Н., Ахременко Н.П., Кострикова В.И., являясь ветеранами труда, а Коренькова Л.А. и Москвина М.М., инвалидом третьей и первой группы (соответственно), в октябре-ноябре 2010г. обратились с заявлениями и необходимыми документами в Администрацию <данные изъяты> области о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> путем образования этих участков из состава участков земли, находящихся в собственности <данные изъяты> области.

До настоящего времени вопрос о предоставлении испрашиваемых истцами объектов недвижимости положительно не разрешен по причине наличия обременения участков земли площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью <данные изъяты> кв.м. правом постоянного бессрочного пользования третьего лица.

По делу видно, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривалось предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. в постоянное (бессрочное) пользование СОГУ «<данные изъяты>», из состава которого впоследствии было образовано 6 самостоятельных участков земли, включая землеотводы площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью <данные изъяты> кв.м., право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на которые, было прекращено распоряжением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм, а распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм в числе иных землеотводов земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) и площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер <данные изъяты>) были предоставлены названному Департаменту на аналогичном праве, которое ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в УФРС по <данные изъяты> области.

На момент обращения истцов к ответчикам с упомянутыми выше заявлениями названные земельные участки были расположены в территориальной зоне Ж1 - жилая зона (Усадебная застройка и застройка блокированными домами с приквартирными участками), в которой согласно градостроительному регламенту земельного участка разрешается ведение индивидуального жилищного строительства.

В силу п.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность.

Поэтому, при наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством.

Разрешая вопрос о законности распоряжения Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм в оспариваемой истцами части, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст.ст.268-269 ГК РФ, ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86 к числу задач и функций данного уполномоченного органа использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением (как для многоэтажного, так и индивидуального жилищного строительства), не отнесено.

Представитель Департамента в ходе судебного разбирательства не оспаривал, что непосредственно сам данный уполномоченный орган фактическое использование земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью <данные изъяты> кв.м., относящихся к землям населенных пунктов не осуществляет (доказательства обратного в деле отсутствуют), указав, что передача участков в бессрочное пользование указанному уполномоченному органу обусловлена исключительно усмотрением собственника.

Из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что на момент обращения истцов к ответчикам с указанными выше заявлениями предполагаемые ими к предоставлению земельные участки были свободны от прав иных (помимо Департамента) третьих лиц и объективных препятствий для их формирования (образования) из состава земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> не имелось.

На момент разрешения заявлений истцов, существования предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ ограничений, позволяющих отказать им в предоставлении участков земли в испрашиваемом месте, судом при рассмотрении настоящего гражданского дела также не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, истцы не воспользовались.

С учетом изложенных обстоятельств, исходя из того, что использование упомянутых выше земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием находится вне рамок компетенции Департамента, исходя из приоритетности защиты прав гражданина перед интересами государственного органа (ст.ст.2, 17-18, 36 Конституции РФ), а также установленных п.1 ст.34 ЗК РФ принципов земельного законодательства (справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков), общеправового принципа законности и недопустимости злоупотребления правом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Гребенцовой Л.Н., Ахременко Н.П., Москвиной М.М., Костриковой В.И., Кореньковой Л.А. о признании распоряжения Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм в части предоставления Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в постоянное (бессрочное) пользование испрашиваемых ими земельных участков незаконным.

По этой причине, то обстоятельство, что в настоящее время земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. обременены правом постоянного бессрочного пользования Департамента, на что указывают представители ответчиков, непреодолимым правовым препятствием для удовлетворения требований истцов в части предоставления им спорных участков, служить не может. К тому же, судом учитывается и то, что участки площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. предоставлены в постоянное бессрочное пользование органу, уполномоченному осуществлять исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью <данные изъяты> области.

То обстоятельство, что после обращения истцов с соответствующими заявлениями в Администрацию <данные изъяты> области решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 в Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. были внесены изменения, согласно которым испрашиваемые ими земельные участки располагаются в территориальной зоне Р2 - зона парков, скверов, набережных, ботанического сада (л.д.19), безусловным основанием для признания заявленных исковых требований не подлежащими удовлетворению служить не может.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на получение в частную собственность земли (ч.1 ст.36 Конституции РФ), предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость нормотворческой политики в данной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности приобретенных прав и действенности их государственной защиты.

По делу видно, что на момент обращения истцов с заявлениями о представлении в собственность земельных участков и вплоть до 15.11.2010г. (дата опубликования решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) испрашиваемые ими участки земли находились в территориальной зоне Ж1, предусматривающей возможность использования земли для индивидуального жилищного строительства. Однако упомянутым решением представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная зона изменена на Р2, которая не предполагает использования земельных участков в этих целях. Таким образом, неправомерный отказ ответчиков в предоставлении истцам земельных участков с учетом внесенных в Правила землепользования и застройки г.Смоленска изменений фактически лишает их права на реализацию гарантированных законом прав, что, очевидно, не отвечает упомянутым выше конституционным принципам.

В этом случае, придание обратной силы названным изменениям (распространение их действия на спорные правоотношения, возникшие до 15.11.2010г.), ухудшающим положение истцов и означающее, по существу, отмену для них права на получение в собственность земельного участка в конкретном месте, приобретенного в соответствии с ранее действовавшими Правилами землепользования и застройки г.Смоленска и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение представительным органом власти ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями. В этом смысле, изменение территориальной зоны, в которой расположены испрашиваемые истцами земельные участки, при установлении судом вины ответчиков в нарушении их прав, допущенном до внесения изменений в указанные Правила, не должно препятствовать восстановлению этих прав в рамках судебного разбирательства. С учетом изложенного, поскольку основания для получения истцами земельных участков на момент их обращения в Администрацию <данные изъяты> области имелись, наличие у суда оснований для признания оспариваемого ими распоряжения в части незаконным (при этом соответствие распоряжения требованиям закона проверяется на момент его принятия) позволяет суду удовлетворить и заявленное ими требование о предоставлении в собственность земельных участков.

Убедительных и неоспоримых доказательств невозможности предоставления истцам земельных участков для индивидуального жилищного строительства именно испрашиваемого размера и именно в указанном на подготовленных по их инициативе землеустроительной организацией схемам местах, ответчиками суду не представлено.

В соответствии со ст.ст.6, 10, 15 Закона Смоленской области от 27.02.2002г. №22-з «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области» от имени Смоленской области как собственника принадлежащего ей имущества могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, органы государственной власти Смоленской области в рамках их компетенции, установленной Уставом Смоленской области, областными законами, иными областными нормативными правовыми актами, к числу которых, относятся, в частности, Администрация Смоленской области и уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области по вопросам государственной собственности Смоленской области - Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, к функциям которого отнесено образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области (п.3.7 Положения о Департаменте, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009г. №86). Решения об отчуждении имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области принимает Администрация Смоленской области на основании соответствующего правового акта.

Таким образом, в процессе отчуждения земельного участка, находящегося в собственности Смоленской области, посредством его образования из состава аналогичного земельного участка и последующего предоставления третьему лицу, участвуют как Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, так и Администрация Смоленской области).

При таком положении, на основании приведенных выше нормативных положений, с учетом правил п.2 ст.7, ст.ст.11.3 - 11.4, 29, 34 ЗК РФ суд возлагает на ответчиков обязанность по бесплатному предоставлению истцам в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельных участков испрашиваемой ими площадью (согласно представленным схемам расположения участков, подготовленных ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>») с проведением за их счет работ по формированию данных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Гребенцовой Л.Н., Ахременко Н.П., Москвиной М.М., Костриковой В.И., Кореньковой Л.А. удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №-р/адм в части предоставления Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., расположенных в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схеме расположения участков, подготовленных ООО «<данные изъяты>») и входящего в состав находящегося в собственности <данные изъяты> области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, а также земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схеме расположения участка, подготовленного ООО «<данные изъяты>») и входящего в состав находящегося в собственности <данные изъяты> области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Администрацию <данные изъяты> области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Гребенцовой Л.Н. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., Ахременко Н.П. - в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., Костриковой В.И. - в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., Кореньковой Л.А. - в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., расположенные п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схемам расположения участков, подготовленных ООО «<данные изъяты>») с проведением за счет Гребенцовой Л.Н., Ахременко Н.П., Костриковой В.И., Кореньковой Л.А. работ по формированию данных земельных участков, образовав из находящегося в собственности <данные изъяты> области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты>.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области и Администрацию <данные изъяты> области в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Москвиной М.М. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью <данные изъяты> в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (согласно схеме расположения участка, подготовленной ООО «<данные изъяты>») с проведением за счет Москвиной М.М. работ по формированию данного земельного участка, образовав его из находящегося в собственности <данные изъяты> области земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в п.<данные изъяты> г.<данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий А.В.Кудряшов