Решение о возложении обязанности по принятию исчерпывающих мер по обеспечению безопасности дорожного движения



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2011г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Киселёва К.И.

при секретаре Гуренковой В.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по принятию исчерпывающих мер по обеспечению безопасности дорожного движения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Заднепровского района г.Смоленска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованием о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности принять исчерпывающие меры по обеспечению надлежащего соответствия состояния улично-дорожной сети на перекресте <данные изъяты>

В иске приведены ссылки на то, что на данном участке дороги, в нарушение действующих норм и правил, остановочные пункты не оборудованы всеми необходимыми элементами, повреждено металлическое ограждение. Отмечается, что данный участок проезжей части является аварийно-опасным, в связи с чем имеется необходимость обустройства его дорожными искусственными неровностями.

Непринятие мер по устранению выявленных недостатков повлечет увеличение дорожно-транспортных происшествий на данном участке дороги.

В судебном заседании помощник прокурора Жарков В.С. поддержал требования в полном объеме.

Определением суда от 23 мая 2011г. производство по делу в части требования о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по обустройству данного участка дороги дорожными искусственными неровностями прекращено ввиду добровольного исполнения отмеченного требования.

Представитель администрации г.Смоленска Лавриненкова А.С. отметила отсутствие оснований для удовлетворения иска ввиду того, что соответствующий вопрос может быть разрешен лишь при определении источника финансирования необходимых мероприятий. Указала на целевое бюджетное распределение денежных средств на подобные цели, отсутствие дополнительного материального обеспечения для проведения работ, о которых идет речь в иске. Кроме того, сослалась на неясность формулировки заявленных требований и привела доводы о том, что изначально размещение дорожной инфраструктуры было согласовано со всеми уполномоченными органами, включая ГИБДД.

Представитель Управления ГИБДД УВД Смоленской области Бочкарев С.А. в судебном заседании указал на обоснованность заявленных требований, отметив, что участок дороги являющийся предметом судебного рассмотрения, является аварийно опасным. Отсутствие со стороны муниципалитета действий по преодолению сложившейся ситуации противоречит охраняемым законом интересам участников дорожного движения.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В силу п.5 ч.1 ст.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По правилам, установленным п.6 ст.3, п.6 ст. 13 Федерального Закона «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог).

Согласно п.5 ч.1 ст.10, п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска от 28 октября 2005г. к компетенции Администрации города Смоленска относятся, в частности, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах города Смоленска.

На основании п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. №1090 (в ред. от 27.01.2009 г.) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу п. 5.3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования.

Согласно 5.3.3.1 вышеуказанного стандарта остановочный пункт на участках дороги в пределах населенных пунктов должен состоять из следующих элементов:, остановочная площадка, посадочная площадка, заездной "карман", боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за перекрестком или за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 25 м и 5 м соответственно ( 5.3.3.6)

В соответствии с пунктами 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3. Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993г. №221 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. Ограждения должны быть окрашены в соответствии с ГОСТ 13508. Не требуют окраски оцинкованные поверхности ограждений. Поврежденные элементы ограждений подлежат восстановлению или замене в течение 5 сут. после обнаружения дефектов.

В силу п. 3.11 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289-2004
"Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст ограждение дорожное - устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортногосредства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

По делу установлено, что на перекрестке <адрес> и автомобильной дороги <адрес> имеется три остановочных пункта, два из которых размещены на автодороге по <адрес> и один на автодороге <адрес>. Отмеченные остановочные пункты надлежащим образом не оборудованы, не содержат всех необходимых элементов, предусмотренных для таких конструкций расположенных на участках дороги в пределах населенных пунктов (остановочный пункт на <адрес>, расположенный на обочине правовой стороны проезжей части относительно направления движения автотранспорта в сторону <адрес> находится непосредственно в зоне примыкания автодорог; металлическое ограждение барьерного типа, находящиеся рядом с остановочным пунктом по <адрес>, расположенным за перекрестком по обочине правой стороны проезжей части относительно движения автотранспорта в сторону <адрес>, повреждено).

Суду представлены достоверные и убедительные доказательства того, что данный участок является аварийно-опасным. Так, в период 01 августа 2009 г. по 01 августа 2010г. на проезжей части указанного перекрестка произошло 18 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 1 человек погиб, 6 получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Обращение должностных лиц органов ГИБДД в муниципалитет на предмет устранения выявленных нарушений, положительного результата не принесло.

При этом Администрацией г.Смоленска в рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст.56 ГПК РФ, не представлено доказательств, опровергающих установленные выше обстоятельства дела, тогда как бремя подтверждения правомерности занятой правовой позиции по делам, в рамках которых оспариваются действий (бездействие) органа местного самоуправления, лежит на муниципальном образовании.

Анализ установленных по делу обстоятельств, в том числе сведений о значительном количестве жертв и пострадавших на рассматриваемом участке проезжей части, с очевидностью свидетельствует о безусловной необходимости принятия действенных мер, направленных на предотвращение возникновения возможных аварийных ситуаций и предотвращение потенциальной возможности причинения вреда жизни и здоровью граждан. К их числу по своей сути и относятся перечисленные в представленном прокурором заявлении меры. В этой связи судом принимается решение об удовлетворении предъявленного прокурором Заднепровского района г.Смоленска

Указание представителя Администрации г.Смоленска на отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования решения указанных вопросов местного значения, нельзя признать состоятельными. Наличие такого обстоятельства не освобождает Администрацию г.Смоленска от исполнения возложенных на нее действующим законодательством обязанностей.

Ссылки представителя органа местного самоуправления на то, что заявленные прокурором требования сформулированы нечетко, по сути, являются объяснимой субъективной оценкой стороны спора предъявленного к ней заявления, вызванной правомерным стремлением обосновать занимаемую правовую позицию. Между тем, анализ требований предъявленных прокурором говорит об обратном - иск содержит подробное обоснование, а также четкие доводы и суждения в просительной части.

Указание ответчика на то, что изначально место расположение остановочных пунктов было согласовано с уполномоченными должностными лицами компетентных органов, включая ГИБДД, по своему содержанию не могут быть признаны фактором, исключающим возможность удовлетворения иска.

Объективное подтверждение при рассмотрении дела состоятельности суждений прокурора о том, что предложенные им в заявлении мероприятия являются действенными (в ракурсе исключения повышенной аварийности на участке дороги), относится к числу безусловных оснований для констатации обоснованности заявленных требований.

При таком положении, суд, отдавая приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, исходя из необходимости обеспечения баланса интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, полагает представленный иск подлежащим удовлетворению, и возлагает на Администрацию г.Смоленска обязанность по принятию исчерпывающих мер по обеспечению соответствия установленным правилам и техническим нормам состояния улично-дорожной сети г. Смоленска в районе примыкания автодорог <адрес> и <адрес>

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию г.Смоленска принять исчерпывающие меры по обеспечению соответствия установленным правилам и техническим нормам состояния улично-дорожной сети г.Смоленска в районе примыкания автодорог <адрес> и «<адрес> в виде:

перемещения остановочного пункта по <адрес>, расположенного на обочине правой стороны проезжей части относительно направления движения автотранспорта в сторону <адрес>, за примыкание зоны перекрестка;

обустройства остановочного пункта по <адрес>, расположенного по обочине правой стороны проезжей части относительно направления движения автотранспорта в сторону <адрес> остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, автопавильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническим средством организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) освещение;

обустройства остановочного пункта по <адрес>, расположенного за перекрестком на обочине правой стороны проезжей части относительно движения автотранспорта в сторону <адрес> остановочной площадкой, посадочной площадкой, боковой разделительной полосой, автопавильоном, скамьей, урной для мусора, техническим средством организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) освещение;

обустройства остановочного пункта на автодороге <адрес>, расположенного за перекрестком на обочине правой стороны проезжей части относительно движения автотранспорта в сторону <адрес> остановочной площадкой, посадочной площадкой, заездным «карманом», боковой разделительной полосой, тротуаром и пешеходной дорожкой, автопавильоном, пешеходным переходом, скамьей, урной для мусора, техническим средством организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения) освещение;

восстановления металлического ограждения барьерного типа, находящегося рядом с остановочным пунктом по <адрес>, расположенного за перекрестком на обочине правой стороны проезжей части относительно движения автотранспорта в сторону <адрес>.

На решение может быть подана кассационная жалоба либо принесено кассационное представление в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Судья К.И. Киселёв