о признании незаконным решения об отказе во включении в список участников федеральной целевой программы



Дело № 2- 1913/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск 26 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,

при секретаре Вороновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ануфриева В.В, к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о признании действий незаконными,

установил:

Ануфриев В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию об отказе ему как участнику мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по улучшении жилищных условий в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения <адрес> в полном объеме. Просит обязать ответчика подтвердить его право на получение социальной выплаты путем выдачи свидетельства на сумму <данные изъяты>., т.е. из расчета средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Смоленской области в сумме <данные изъяты>. В обоснование требований указал, что как участник мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, имеет право на социальную выплату в указанном размере. Однако, ответчиком в предоставлении социальных выплат на приобретение жилья отказано со ссылкой на искусственное превышение стоимости дома, в подтверждение чего Департаментом по своей инициативе проведена оценка стоимости приобретаемого истцом дома. Полагает, что Департамент при расчете социальной выплате должен применять среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья, установленной субъектом РФ, в сумме 20 000 руб., полномочиями на проведение оценки жилого дома не наделен.

Ануфриев В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Майкова М.В. в судебном заседании требования поддержала и пояснила, что расчет социальной выплаты должен производиться по формуле, определенной п. 9 Типового положения с применением средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории Смоленской области. Использование выводов оценки при расчете выплаты считает неправомерным, поскольку постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № проведение оценки не предусмотрено.

Представители Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию Смоляков О.М. и Павлов Н.В. в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в представленных возражениях (т.1 л.д. 20-23). Указывают на то, что оценка стоимости жилого дома произведена оценщиком по инициативе Департамента… в рамках бюджетного контроля для расчета социальной выплаты. Право Ануфриева В.В. на получение социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» не оспаривают.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858 (с последующими изменениями) утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», основными задачами которой являются улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Согласно разделу 2 Программы…основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Федеральным бюджетом предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках региональных и муниципальных программ, предусматривающих участников мероприятий в рамках реализации названной федеральной целевой программы. Представление субсидий осуществляется на основании заключенного между Министерством сельского хозяйства РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий. (п.2,8 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета- приложение № к федеральной целевой программе).

Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан осуществляется путем предоставления гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению № 1 (разд.2 Целевой федеральной программы и п. 2 «а» Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858).

В соответствии с п.6 «а» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий…) предоставляемую социальную выплату гражданин вправе использовать на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Определение размера социальной выплаты производится уполномоченным органом в соответствии с п. 9 Типового положения.

Судом установлено, что Ануфриев В.В., его супруга Ануфриева О.В. (добрачная фамилия Дьяченкова) и несовершеннолетние дети Ануфриев И,ДД.ММ.ГГГГ; Борозенный И, ДД.ММ.ГГГГ; Ануфриева А ДД.ММ.ГГГГ; Дьяченков В, ДД.ММ.ГГГГ; Алиев И, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д. 65). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ануфриевой О.В. (л.д. 70, 72). Фактически семья истца проживает на территории <адрес>.

Ануфриев В.В. ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ЗАО «Агрофирма-Катынь» в качестве рабочего по уходу за животными, с ним заключен бессрочный трудовой договор (л.д.71).

Семья истицы жилья на территории сельского поселения не имеет (л.д. 64).

ДД.ММ.ГГГГ Ануфриевым В.В. и его супругой Ануфриевой О.В., также действующими в интересах несовершеннолетних детей, с Аксеновым О.А. заключен предварительный договор купли-продажи на приобретение у последнего жилого <адрес> <адрес>, с.п. <адрес> стоимостью <данные изъяты>., а также находящегося по данному адресу земельного участка (т.1 л.д. 98, 112, 170-171).

Как изъявивший желание жить на территории сельской местности - территории Катынского сельского поселения Смоленского района и работать в сельской местности на основании заявления Ануфриев В.В. постановлением главы муниципального образования Катынского сельского поселения Смоленского района от ДД.ММ.ГГГГ № включен в список участников мероприятий по улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (л.д. 8, 66-68,).

После чего документы были представлены в уполномоченный орган -Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию для включения в сводный список.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию в предоставлении социальной выплаты по представленным документам было отказано со ссылкой об отсутствии лимитов и завышение стоимости жилого дома (т.1 л.д. 49,52). Письмами Департамента от ДД.ММ.ГГГГ и зам. Губернатора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ Ануфриеву В.В. сообщено о том, что согласно произведенной по инициативе Департамента оценке рыночная стоимость дома составляет 2 988 000 руб., т.е. стоимость 1 кв.м. - 11550 руб., и, соответственно размер выплаты составит <данные изъяты> (т.1 л.д. 10-11).

Пунктом 9 Типового положения… установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством регионального развития РФ.

В случае если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.

При этом получатель социальной выплаты вправе приобрести жилье и сверх установленного Типовым положением размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за свой счет превышающей части (п. 10 Типового положения…).

Изданным во исполнение названного Постановления Правительства РФ постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Смоленской области на 1 квартал 2010 года определена в сумме <данные изъяты>. (л.д. 13).

Приведенная в п. 9 Типового положения методика расчета социальной выплаты исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, и стоимости 1 кв.м. жилья не исключает применение как фактической стоимости, так и среднерыночной стоимости 1 кв.м.

Исходя из анализа положений Типового положения… приоритетным использованием при расчете социальной выплаты является фактическая стоимость объекта, как наиболее объективно отражающая реальные затраты на него и привлекательность объекта жилья с учетом наличия инженерных коммуникаций, наличия инфраструктуры, удаленности от социально-значимых объектов и других критериев. Именно эти критерии и определяют дифференциацию фактической стоимости жилья в разных населенных пунктах субъекта.

В контексте норм федерального законодательства применение средней рыночной стоимости общей площади жилья не является произвольным и переданным на усмотрение уполномоченного органа, а направлено на достижение цели Программы с определенным объемом финансирования. Необходимость применения среднерыночной стоимости на территории субъекта РФ не ставится в зависимость и от желания участника мероприятий программы.

Применение установленной субъектом РФ средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, по сути, является исключением из общего правила и обусловлено невозможностью применения фактической стоимости объекта в случае, если последняя превышает среднерыночную.

Уполномоченным органом на реализацию данной федеральной целевой программы в соответствии с Долгосрочной программой областной целевой программой «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2009-2012 годы, утв. постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, и постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка реализации мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства на территории Смоленской области, относящихся к сельской местности» определен Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.

Согласно требованиям п. 1.2.7 Порядка реализации мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства на территории Смоленской области, относящихся к сельской местности, утв. постановлением Администрации области №, Департамент в 30-дневный срок осуществляет проверку предоставленных органами местного самоуправления документов и в случае их несоответствия требованиям Программы возвращает их для устранения замечаний.

Как установлено по делу, предварительным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимость жилого <адрес> определена в сумме <данные изъяты>., соответственно стоимость 1 кв.м. общей площади - <данные изъяты>. (т.1 л.д. 112).

Согласно отчету ООО «Эксперт-оценка» № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке данного жилого дома, проведенной по инициативе собственника жилого дома Аксенова О.А., рыночная стоимость последнего определена в размере <данные изъяты> (т.1 л.д. 113-187). Как усматривается из приведенной в отчете фототаблицы внешнего вида помещений, жилой дом находится в стадии черновой отделки (т.1 л.д. 125-128).

В соответствии с проведенной ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» по инициативе Департамента… оценкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость спорного жилого дома составила <данные изъяты>, соответственно стоимость 1 кв.м. общей площади - <данные изъяты>. т.1 л.д. 188-250.

Установленная договором купли-продажи цена продаваемого жилого дома определена сторонами в результате достигнутого соглашения, является договорной и не может быть признана фактической стоимостью жилого объекта, поскольку не отвечает критериям фактических затрат, а обусловлена лишь заинтересованностью сторон в отношении объекта (соответственно его приобретении и отчуждении).

Ссылки представителя истца на вмешательство Департамента в договорные отношения сторон по договору купли-продажи при назначении оценки объекта третьему лицу (лицензированной организации) суд находит несостоятельными, поскольку правоотношения по расчету социальной выплаты имеют иную правовую природу, не связанную с мотивацией действий покупателя и продавца.

В силу требований федерального законодательства (п. 19 Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) на Департамент … как уполномоченный орган возложена ответственность за целевое расходование выделяемых субсидий.

Условиями соглашения № о порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету <адрес> на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности… на 2011 год, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства РФ и <адрес>, обеспечение целевого и эффективного использования перечисленных Министерством субсидий возложено на орган исполнительной власти, который и несет ответственность за их целевое использование (п.2.2.9, 3.3).

Таким образом, обязанности контроля за целевым расходованием бюджетных средств (ст. 6, п.1 ст. 158 БК РФ) корреспондирует право Департамента… на проверку объективности данных о фактической стоимости приобретаемого в рамках реализации программы жилья в целях недопущения их нецелевого расходования и в подтверждение обоснованности произведенного расчета.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № понятие фактической стоимости жилого помещения не определено. В связи с чем в соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» применению подлежит такой вид стоимости как рыночная стоимость. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона).

Проведение по инициативе Департамента… оценки рыночной стоимости приобретаемого Ануфриевым В.В. жилья направлено именно на установление фактической стоимости жилого дома. При этом отсутствие указания о проведении оценки (экспертизы) стоимость приобретаемого жилья в Типовом положении… не освобождает Департамент от обязанности принять исчерпывающие меры по установлению такой стоимости.

Содержащееся в письме заместителя директора Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Ануфриева В.В. толкование норм Типового положения о предоставлении социальных выплат (приложение № к федеральной целевой программу) правового значения для разрешения настоящего спора не имеет (т.1 л.д. 12). Указанный ответ в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, к документам нормативного регулирования не относится.

При указанных обстоятельствах оснований для произвольного применения при расчете социальной выплаты Ануфриеву В.В. средней рыночной стоимости в размере <данные изъяты> у Департамента не имелось, а поэтому доводы истца о незаконности действий ответчика в этой части суд находит несостоятельными.

Как установлено в судебном заседании, рыночная стоимость жилого <адрес>, определенная лицензируемыми организациями, имеет значительное расхождение.

В судебном заседании представитель истца пояснила, что с результатами проведенной по инициативе Департамента оценке стоимости дома сторона истца не согласна, при этом обсуждать объективность выводов оценщика не намерена.

Судом представителю истца разъяснялось право на изменение оснований и предмета исковых требований.

От изменения исковых требований представитель истца отказалась, указала, что оспаривает действия ответчика по процедурным вопросам, а именно отказ в предоставлении социальной выплаты в полном объеме, т.е. с использованием при ее расчете средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности в размере 20 000 руб., установленной на территории Смоленской области по предусмотренной п. 9 Типового положения методике.

В этой связи, исходя из предмета и оснований заявленных Ануфриевым В.В. требований, оснований для удовлетворения требований о возложении на Департамент обязанности предоставить Ануфриеву В.В. социальную выплату путем выдачи свидетельства на сумму <данные изъяты> не имеется.

При этом судом отмечается, что Ануфриев В.В. не лишен права претендовать на предоставление ему социальной выплаты, исходя из фактической стоимости 1кв.м. общей площади приобретаемого жилья или из среднерыночной стоимости 1кв.м. общей площади жилья в сельской местности, если фактическая стоимость выше.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ануфриева В.В, к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о признании действий по отказу в предоставлении социальной выплаты в полном объеме, возложении обязанности по производству социальной выплаты в размере <данные изъяты> - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий подпись О.В. Космачева

Копия верна О.В. Космачева