о предоставлении жилья



Дело №2-1719/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                 Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах Колотовского О. Д. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, администрации г.Смоленска о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета,

установил:

Прокурор Заднепровского района г. Смоленска, уточнив требования, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Колотовского О.Д. с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о включении в сводный список граждан, нуждающихся в жилом помещении, по дате постановки на учет нуждающихся в жилом помещении - ДД.ММ.ГГГГ, указав, что Колотовский О.Д. является инвалидом <данные изъяты>, администрацией г.Смоленска в 2004 году принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

С учетом характера спорного правоотношения, мнения истца к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Смоленска.

Помощник прокурора Заднепровского района г. Смоленска Степкина Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.

Колотковский О.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в апреля 2004 года им сотрудникам жилищного управления администрации г.Смоленска предъявлялся подлинник справки об инвалидности, однако копия справки администрацией г.Смоленска не истребовалась и к материалам его учетного дела не приобщалась.

Представитель Администрации г.Смоленска Шуплякова М.М. заявленный иск не признала, пояснив, что в соответствии со ст. 36 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки на учет Колотовкого О.Д., инвалиды <данные изъяты> не обладали правом на первоочередное предоставление жилого помещения и соответственно, не включались в льготную очередь по обеспечению жилым помещением, в связи с чем Колотовский О.Д. состоит на общей очереди граждан на получение жилого помещения по состоянию на март <данные изъяты> (л.д.27).

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Федоскина Ю.Н. требования не признала, указав, что отсутствуют основания для отнесения Колотковского О.Д. к категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.         

Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия представлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Колотовский О.Д., ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом <данные изъяты>. В силу <данные изъяты> Колотовский О.Д., проживавший и зарегистрированный на тот период в общежитии <адрес>, был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в список общей очереди под (л.д.11). Колотовский О.Д. ежегодно проходил перерегистрацию очереди. С 2011 года Колотовский О.Д. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в список общей очереди под . Установленные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Согласно статье 36 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненным к ним в установленном порядке лицам; Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней; лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке; лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР; инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих; семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая; рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства; матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям; семьям при рождении близнецов; учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений; спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставлялись в первую очередь.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. То есть в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 36 ЖК РСФСР, оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса. Отсутствие в ЖК РФ указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР.

Колотовский О.Д. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесен в соответствующий список <данные изъяты> право на улучшение жилищных условий до настоящего времени им не реализовано.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

В силу п.2 ч. 1 ст 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением Главы города Смоленска от 03 мая 2005 года № 1087 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Смоленске» учетная норма площади жилого помещения в г. Смоленске составляет 10,5 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Колотовский О.Д. в настоящее время зарегистрирован в квартире <адрес>, собственником которой является К. кроме них в квартире зарегистрированы: К., К., К. (л.д.39) Общая площадь жилого помещения составляет 64,2 кв.м. Ранее состоявшие в браке Колотовский О.Д. и К. разведены ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления. Для этого такие граждане должны подать соответствующие заявления.

Колотовский О.Д. с ДД.ММ.ГГГГ состоит в администрации г. Смоленска на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Надлежащее обращение Колотовского О.Д. к администрации г. Смоленска по вопросу принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не оспаривалось.

Из преамбулы и содержания Закона Смоленской области «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области» от 29.12.2009 года № 154-3 следует, что данный нормативный акт принят во исполнение приведенных положений федерального законодательства в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем названной категории граждан, устанавливает правила предоставления за счет средств федерального бюджета указанной меры социальной поддержки.

Устанавливая правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, а также обеспечения инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод (преамбулы законов), не содержат каких-либо ограничений для названной категории граждан в реализации права на социальную поддержку в форме получения субсидии на приобретение жилья.

Таким образом, Колотовский О.Д. имеет право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем как инвалид, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 7 постановления Администрации Смоленской области 5 марта 2010 года №110 «Об утверждении Порядка формирования и ведения сводных списков отдельных категорий граждан, которым предоставляется меры социальной поддержки по обеспечению жильем» в случае, если граждане не включены в списки граждан органами местного самоуправления, но признаны судом имеющим право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем, основанием для включения их уполномоченным органом в сводные списки граждан является решение суда.

При таких установленных судом обстоятельствах требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах Колотовского О.Д. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета подлежат удовлетворению. На Департамент Смоленской области по социальному развитию следует возложить обязанность включить Колотовского О. Д. в сводный список граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещениях по дате постановки его учет, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь стс.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

иск прокурора Заднепровского района г. Смоленска в интересах Колотовского О. Д. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию, администрации г. Смоленска о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета удовлетворить.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию включить Колотовского Олега Дмитриевича в сводный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по дате постановки его учет, то есть с 02 апреля 2004 года.

В иске к администрации г. Смоленска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий          К.М.Макарова