Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 июня 2011г. г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Кудряшова А.В. при секретаре Новиковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викентьевой Т.Т. к ФГУП N. признании недействующим Порядка регистрации и рассмотрения претензий, принятого оператором почтовой связи и денежной компенсации морального вреда, установил: Викентьева Т.Т. обратилась в суд с иском к ФГУП N.» о признании недействующим Порядка регистрации и рассмотрения претензий, принятого оператором почтовой связи, и денежной компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб., сославшись на то, что оспариваемый Порядок не прошел государственную регистрацию, официально не опубликован и нарушает ее права, как пользователя почтовых услуг, поскольку, возможно, содержит положения относительно регистрации претензии в присутствии двух свидетелей, что противоречит закону. Викентьева Т.Т., надлежаще извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. ФГУП N.» своего представителя в суд не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В представленных возражениях указало на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, сославшись на то, что оспариваемый Викентьевой Порядок регистрации и рассмотрения претензий, закрепленный Инструкцией «О порядке приема, рассмотрения и учета обращений пользователей услугами почтовой связи и составления отчетности по ним в структуре ФГУП N.», утв. приказом генерального директора ФГУП N.» от ДД.ММ.ГГГГ №-п, как не являющийся нормативным актом, государственной регистрации и официальному опубликованию не подлежит; находится в свободном доступе в любом отделении связи. Ознакомившись с доводами иска, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.37 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке. Во исполнение п.2 ст.44 названного Закона, реализуя предоставленные ему федеральным законодательством полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 15 апреля 2005г. №221 утвердило Правила оказания услуг почтовой связи, пунктом 55 которого предусмотрено, что порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи. При этом, определяя порядок регистрации претензий, в силу ст.37 Федерального закона «О почтовой связи» и главы VI названых Правил, предусматривающих письменную форму претензии, обязанность ее регистрации и рассмотрения оператором почтовой связи, форму ответа заявителю на претензию, регулирующих сроки рассмотрения претензии и другие вопросы, оператор почтовой связи определяет лишь внутреннюю процедуру рассмотрения и регистрации претензии: фиксирование даты и времени ее получения, способ регистрации, порядок направления ответа, ответственных должностных лиц и т.п. Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» предусмотрено, что под операторами почтовой связи понимает организации почтовой связи и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг почтовой связи. По делу установлено, что созданное на основании распоряжения Правительства РФ от 05.09.2002 №1227-р с целью предоставления услуг почтовой связи на территории России ФГУП N.» в соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и уставом является коммерческой организацией и в силу положений ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи» - оператором почтовой связи. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ФГУП N. утверждена Инструкция «Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП N.» в отделениях почтовой связи, почтамтах, филиалах и составление отчетности по ним в структуре Предприятия», которая приказом директора филиала названного предприятия - Управления Федеральной почтовой связи <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № введена в действие на территории <данные изъяты> области. Исходя из положений п.2 названной Инструкции она распространяется на действия, связанные с рассмотрением обращений пользователей услугами почтовой связи по вопросам качества предоставления услуг в дирекциях Аппарата управления ФГУП N. в соответствующих внутренних структурных подразделениях филиалов, почтамтов. Разделом 7.2 Инструкции предусмотрен порядок приема обращений граждан и юридически лиц по розыску почтовых отправлений, качеству предоставления услуг, разделом 7.3 - порядок регистрации обращений пользователей услуг почтовой связи, а разделом 7.4 - порядок проведения проверки по таким обращениям. Оспаривая соответствующий порядок регистрации и рассмотрения претензий пользователей услуг почтовой связи, Викентьева Т.Т. ссылается на то, что утвержденный ответчиком документ официально не опубликован и прошел государственную регистрацию, что влечет за собой признание его недействующим. Суд с такой позицией истицы согласиться не может ввиду следующего. Согласно п.п.8, 10, 12 Указа Президента РФ от 23.05.1996 №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. Таким образом, требование о государственной регистрации и официальном опубликовании предъявляется в соответствии с упомянутым Указом Президента РФ от 23.05.1996 №763 только к нормативным правовым актам, т.е. документам, содержащим правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.9 своего постановления от 29.11.2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем, упомянутая выше Инструкция является документом, принятым коммерческой организацией, положений нормативного характера не содержит и является обязательной к применению только работниками ФГУП N.», в связи с чем, как не являющаяся нормативным актом официальному опубликованию и регистрации не подлежала. Доводы истицы о том, что оспариваемый Порядок нарушает ее права, как пользователя почтовых услуг, поскольку содержит положения относительно регистрации претензии в присутствии двух свидетелей, проверялись в ходе судебного разбирательства, однако не нашли своего подтверждения. Как следует из текста упомянутой выше Инструкции, подобных положений данный документ не содержит. Иных доводов о том, что установленный оператором почтовой связи порядок рассмотрения и регистрации претензий не соответствует федеральному закону либо иным нормативным правовым актам и нарушает права Викентьевой Т.Т., как потребителя соответствующих услуг, истицей в заявлении не приведено. При таком положении, исковые требования Викентьевой о признании недействующим оспариваемого ею документа и производное от него требование о денежной компенсации морального вреда оставляются судом без удовлетворения. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, р е ш и л : Исковые требования Викентьевой Т.Т. к ФГУП N.» о признании недействующим Порядка регистрации и рассмотрения претензий, принятого оператором почтовой связи и денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий А.В.Кудряшов