Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 июня 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Новиковой А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котова А.А. к Жилищному управлению Администрации г.<данные изъяты>, Администрации г.<данные изъяты> о возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях обеспечения жильем как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, у с т а н о в и л : Котов А.А. обратился в суд с указанным выше иском к Жилищному управлению Администрации г.<данные изъяты> о возложении на ответчика обязанности по принятию его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях обеспечения жильем как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, указав на неправомерность отказа названного управления в принятии его на упомянутый учет со ссылкой на то, что обеспечение истца жильем, как лица, не вставшего на данный учет до 01.01.2005г. возможно только в случае признания его в установленном порядке малоимущим, с чем Котов с учетом позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10.11.2009 №17-П, не согласен. Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г.<данные изъяты>. Котов А.А.в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчиков Трегубова М.Ю. иск не признала, указав на отсутствие у Котова А.А., не признанного малоимущим гражданином, права на обеспечение жильем, и, соответственно, права на принятие на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. При этом принятие указанных граждан на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений на условиях социального найма осуществляет орган местного самоуправления (ч.3 ст.52 ЖК РФ). По правилам ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда. Согласно п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. На основании пп.1-2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. В ходе судебного разбирательства установлено, что Котов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 (л.д.9, 11). С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истец на условиях договора найма один зарегистрирован и проживает в комнате №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве собственности <данные изъяты>», с которым он в трудовых правоотношениях не состоит (л.д.10, 12-13, 16, 34). Иного жилья Котов не имеет (л.д.42). На обращение истца с просьбой о принятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, Жилищное управление Администрации г.<данные изъяты> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № отказало в принятии его на такой учет, отметив, что в силу п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» право на обеспечение жильем в льготном порядке предоставлено только участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшим на учет до 1 января 2005г.; поскольку до указанной даты Котов на такой учет принят не был он может быть обеспечен жильем на общих основаниях - в случае признания его в установленном порядке малоимущим гражданином (л.д.14-15). Поскольку до настоящего времени истец с заявлением о признании его малоимущим с предоставлением необходимых документов, подтверждающих его доходы и имущественное положение, в орган местного самоуправления не обращался, малоимущим не признан, по мнению Администрации г.<данные изъяты>, основания для принятия его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют. Суд соглашается с такой позицией органа местного самоуправления ввиду следующего. Как следует из положений п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005г. Указанный срок установлен законодателем в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается с основанием постановки на такой учет. Таким образом, обеспечение лиц указанной категории жилыми помещениями законодатель связывает с моментом их принятия на учёт в качестве нуждающихся и в зависимости от даты принятия такого гражданин на соответствующий учет будет определяться и применяться законодательство, регулирующее порядок и условия обеспечения жилой площадью данных лиц. Поскольку истец обратился в Администрацию г.<данные изъяты> с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ, подлежит применению действующее жилищное законодательство, нормы которого устанавливают возможность положительного рассмотрения данного вопроса при одновременном наличии критериев нуждаемости и малоимущности (ст.ст.49, 52 ЖК РФ). Однако, как уже отмечалось, малоимущим гражданином Котов А.А. до настоящего времени не признан, что исключает возможность принятия его на соответствующий учет. Ссылки истца в обоснование своей правовой позиции на то, что критерий малоимущности в отношении него, как ликвидатора катастрофы на Чернобыльской АЭС, неприменим, на что указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г. № 17-П, суд находит несостоятельными. Указанное Постановление Конституционного Суда РФ, которым п.1 ч.1 ст.15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в той мере, в какой положения данной правовой нормы в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, устанавливает равенство для лиц данной категории, которые уже приняты на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что в отсутствие на момент разрешения спора принятого законодателем названного механизма не отменяет необходимости признания таких граждан, не принятых на учет до 01.01.2005г., малоимущими для постановки их на очередь нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что с 17.06.2011г. вступает в силу Федеральный закон от 04.06.2011 №130-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которым п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 изложен в новой редакции, которая, в свою очередь, не ставит возможность обеспечения участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в зависимость от времени принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, что при нуждаемости Котова в жилье позволит принять его на соответствующий учет. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Котова А.А. к Администрации г.<данные изъяты> о возложении обязанности по принятию на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в целях обеспечения жильем как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.<данные изъяты> в течение 10 дней. Председательствующий. Подпись Копия верна. Судья А.В.Кудряшов