О возложении обязанности по внесению изменений в Государственный кадастр оъектов недвижимости



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2011 г.                                                                                                                    г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Новиковой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестрякова Д.С., Матющенко П.С. к ФГУ З. о возложении обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования,

у с т а н о в и л :

Пестряков Д.С., Матющенко П.С. обратились в суд с указанным выше иском к ФГУ З.», указав, что, являясь сособственниками земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в пос.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, с разрешенным использованием - «под зданиями: механической мастерской, складом-ангаром, складом, зданием проходной мастерской, нефтескладом с пультом управления» обратились к ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования названного земельного участка («под автостоянку»), представив для этого все необходимые документы, однако учреждение неправомерно отказало им в этом.

Пестряков Д.С. и представитель Матющенко П.С. - Проклова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, пояснив, что изменение вида разрешенного использования земельного участка не связано со строительством и реконструкцией, расположенных на нем объектов капитального строительства; для организации автостоянки на земельном участке имеется соответствующая открытая площадка, а расположенные на участке нежилые строения могут использоваться и фактически используются для хранения автомобилей.

Представитель ФГУ З.» Осмоловская Я.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, отметив, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учета изменения сведений о разрешенном использовании принадлежащего истцам земельного участка был обусловлен отсутствием у уполномоченного учреждения достоверных сведений о территориальной зоне, в которой расположен участок, а также данных о возможности организации автостоянки без проведения работ по реконструкции либо строительству объектов капитального строительства.     

Заслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

По правилам п.14 ч.2 ст.7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка.

На основании п.9 ч.1 ст.22 того же Закона с заявлением о кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о его разрешенном использовании в орган кадастрового учета должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям закона (п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

На основании ч.ч. 2, 3 ст.85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Исходя из положений ст.9 Правил землепользования и застройки города Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 №490 изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г.Смоленска осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов. Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории г.Смоленска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований в том случае если применяемые в результате этого изменения виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или вспомогательными по отношению к основному виду использования (аналогичные положения закреплены в ч.4 ст.37 ГрК РФ). Право на изменение вида разрешенного использования объектов недвижимости, если изменение связано со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, реализуется при условии получения градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство, реконструкцию (за исключением случаев, определенных законодательством Российской Федерации) в порядке, установленном действующим законодательством.

По делу установлено, что Пестряков Д.С., Матющенко П.С. являются сособственниками образованного путем разделения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> участка земли площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в пос.<данные изъяты> г.<данные изъяты> с разрешенным использованием исходного земельного участка - «под зданиями: механической мастерской, складом-ангаром, складом, зданием проходной мастерской, нефтескладом с пультом управления», а также расположенных на нем указанных объектов недвижимого имущества, за исключением нефтесклада с пультом управления (л.д.5-19, 24, 26).

На обращение истцов о постановке на государственный кадастровый учет изменений характеристики названного земельного участка по виду его разрешенного использования письмом Управления Роснедвижимости по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ Пестрякову и Матющенко указано на необходимость представления в орган кадастрового учета заключения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> о соответствии выбранного вида разрешенного использования участка градостроительному регламенту территориальной зоны, в которой он расположен (л.д.24).

Решением ФГУ З.» от ДД.ММ.ГГГГ, куда ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования принадлежащего им земельного участка («под автостоянку»), представив для этого все необходимые документы, включая градостроительный регламент данного участка, Пестрякову и Матющенко отказано в учете таких изменений объекта недвижимости со ссылкой на п.2 ч.2 ст.27 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ и рекомендовано изменить функциональное назначение объектов капитального строительства, которое должно соответствовать избранному виду разрешенного использования участка (л.д.25, 28, 41-42).

Суд не может согласиться с такой позицией ответчика ввиду следующего.     

Из письменных отношений Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что названый участок земли расположен в территориальной зоне Ж4-п (Зона застройки жилыми домами смешанной этажности, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры и существующих производственных объектов), в соответствии с градостроительным регламентом которой (ст.ст.16, 32 ПЗЗ г.<данные изъяты>) в качестве вспомогательного вида использования предусмотрено использование земельного участка под автостоянки и гаражи, в том числе открытого типа, подземные и многоэтажные (л.д.20-23, 33-35).

В соответствии с имеющимся в деле заключением компетентной организации ООО Р.» расположенные на указанном земельном участке объекты капитального строительства (нежилые здания) используются следующим образом: склад - используется под временное хранение автотранспорта (гараж), здание проходной мастерской - используется как контрольно-пропускной пункт (охрана), здание механической мастерской - используется под стоянку автомашин, склад-ангар - используется как закрытое помещение для временного хранения автотранспорта. Остальная часть территории земельного участка отсыпана щебнем и песчано-гравийной смесью, часть территории - уложена дорожной плиткой, на которой предполагается расположение открытой автостоянки, что не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан (л.д.54-59).

Таким образом, фактическое функциональное назначение расположенных на принадлежащем истцам земельном участке объектов капитального строительства соответствует избранному ими виду разрешенного использования земельного участка - «под автостоянки и гаражи», который указан в градостроительном регламенте соответствующей зоны как разрешенный, включен в градостроительный регламент при принятии Правил землепользования и застройки города <данные изъяты> с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, а использование упомянутых нежилых помещений в описанных выше целях не требует их реконструкции, в связи с чем, Пестряков и Матющенко, как собственники земельного участка с учетом предоставленной им ч.2 ст.7, ч.3 ст.85 ЗК РФ, ч.4 ст.37 ГрК РФ свободы усмотрения, вправе избрать указанный вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования, что свидетельствует об отсутствии установленных законом оснований для отказа в осуществлении ответчиком соответствующего кадастрового учета.

При таком положении суд удовлетворяет заявленные исковые требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать ФГУ З.» по <данные изъяты> области осуществить государственный кадастровый учет изменений принадлежащего Пестрякову Д.С. и Матющенко П.С. земельного участка площадью 14741 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в пос.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, изменив сведения о разрешенном виде использования данного земельного участка - «под зданиями: механической мастерской, складом-ангаром, складом, зданием проходной мастерской, нефтескладом с пультом управления» на вспомогательный вид разрешенного использования - «автостоянки и гаражи».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

               Председательствующий                                                         А.В.Кудряшов