о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении



Дело №2-2640/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                 Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело про иску Шарыкиной В. Ф. к администрации муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении сертификата на приобретение жилья,

установил:

Шарыкина В.Ф. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и обязании Департамента Смоленской области по социальному развитию включить в сводный Список и предоставить сертификат на строительство или приобретение жилого помещения, общей площадью 36 кв.м., указав, что является вдовой участника Великой Отечественной войны (ВОВ), и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В настоящее время она проживает у знакомых в <адрес>     и в этой связи нуждается в обеспечении жилым помещением. В августе 2009 году (до Указа Президента) она подарила, принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение (<адрес> не преднамеренно, а поскольку самостоятельно не могла его (дом) содержать, следить за техническим состоянием и оплачивать соответствующие налоги.

Шарыкина В.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.

Представитель Шарыкиной В.Ф. Балабаева Е.С. заявленный иск поддержала в полном объеме, указав, что Шарыкина В.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку Шарыкина В.Ф. проживает в доме, собственником которого не является и в этой связи нуждается в обеспечении жилым помещением.

Представитель администрации муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области заявленный иск не признал, пояснив, что оснований для постановки Шарыкиной В.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку истец, реализовала свое право собственника по распоряжению имуществом в 2009 году, в связи с этим согласно нормам права не ранее чем через 5 лет может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию заявленный иск не признал, указав на отсутствие данных о том, что истец состоит на учете нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, соответственно оснований для включения Шарыкиной В.Ф. в сводный Список с предоставлением сертификата на строительство или приобретение жилого помещения, общей площадью 36 кв.м., не имеется.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ и Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" полномочия по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующие меры социальной поддержки в соответствии со ст. 15 Закона переданы органам государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях указанных в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Шарыкина В.Ф. обратилась с заявлением в администрацию муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (л.д.10). Администрация муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области отказала Шарыкиной В.Ф. в постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по тому основанию, что она (Шарыкина В.Ф.), являясь собственником жилого помещения - дома в деревне <данные изъяты> на основании договора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ произвела отчуждение указанного имущества, тем самым ухудшив себе жилищные условия (л.д.12).

Администрация муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области отказала истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку Шарыкина В.Ф. реализовала свое право собственника по распоряжению имуществом в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, нуждающейся в улучшении жилищных условий не может быть признана.

В судебном заседании установлено, что Шарыкиной В.Ф. принадлежал на праве собственности жилой дом, общей площадью 69, 5 кв.м., расположенный в деревне <адрес>. Шарыкина В.Ф. проживала и была зарегистрирована в указанном доме вместе с Т. ДД.ММ.ГГГГ Шарыкина В.Ф. подарила дом Т. продолжая проживать в нем вместе с <данные изъяты>

В апреле 2011 года истец снялась с регистрационного учета. Как следует из объяснений представителя истца Шарыкина В.Ф. снялась с регистрационного учета в связи с продажей дома Т. которая заключила предварительный договор купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

После снятия с регистрационного учета Шарыкина В.Ф. была зарегистрирована в соседском доме, принадлежащем Ш. расположенном в дер. <адрес>

Из объяснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что, что Шарыкина В.Ф. в настоящее время проживает в доме соседа Ш. на условиях коммерческого найма, общее хозяйство с собственником дома не ведет.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу ч. 3 ст. 2 Закона Смоленской области от 13.03.2006 N 6-з "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на территории Смоленской области" в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Администрация муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области при принятии решения об отказе Шарыкиной В.Ф. в постановке на учет, нуждающихся в жилых помещениях, руководствовалась в частности положениями ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку на момент принятия решения не истекло 5 лет с момента отчуждения, принадлежащего истцу на праве собственности имущества.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Суд приходит к выводу, что указанные действия со стороны истца были совершены с целью приобретения права быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку она искусственно ухудшила жилищные условия при передаче жилого дома по договору дарения, тем самым, не обладая правом пользования другим жилым помещением, она безвозмездно передала его другому лицу. В результате совершенных действий Шарыкина В.Ф. перестала быть собственником жилого помещения и добровольно утратила право владения и распоряжения жилым домом, затем с учетом переезда совершила действия по утрате права пользования этим жилым помещением, что позволило <данные изъяты> Шарыкиной В.Ф. распорядиться жилым помещением без учета интересов истца, а Шарыкиной В.Ф. поставить вопрос о праве на получение жилого помещения. Действия Шарыкиной В.Ф. привели к состоянию, требующему участия со стороны государства в ее обеспечении жильем.

Указанные обстоятельства в их совокупности явились основанием к отказу истцу в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условием, поскольку к моменту обращения Шарыкина В.Ф. в администрацию муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области пятилетний срок со дня дарения жилого дома не истек. Шарыкина В.Ф. может быть поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении только по истечении пяти лет с момента <данные изъяты> жилого дома ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ.

Жилищное законодательство РФ и Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 не устанавливают и не гарантируют предоставление инвалидам ВОВ отдельных жилых помещений лишь по факту имеющегося статуса, а связывают такое право с нуждаемостью.

Оснований для обязания Департамента Смоленской области по социальному развитию включить истца в сводный Список и предоставить сертификат на строительство или приобретение жилого помещения, общей площадью 36 кв.м., не имеется.

Руководствуясь стс.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

в иске Шарыкиной В. Ф. к администрации муниципального образования Переволочского сельского поселения Руднянского района Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставлении сертификата на приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий     К.М.Макарова