Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 июня 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Барашковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарева И.Л. к Департаменту <данные изъяты> области по культуре, Администрации г.<данные изъяты> о возложении обязанности по согласованию проведения строительных работ в отношении объекта культурного наследия на основании представленной проектной документации, у с т а н о в и л: Бондарев И.Л. в порядке уточнения обратился в суд с иском к Администрации г.<данные изъяты>, Департаменту <данные изъяты> области по культуре о согласовании проведения строительных работ в отношении объекта культурного наследия - дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, являющегося памятником архитектуры регионального значения, на основании подготовленного ООО А.» рабочего проекта устройства входа в магазин непродовольственных товаров, расположенный в переводимой в нежилое помещение принадлежащей истцу квартире №<данные изъяты> в указанном домовладении, сославшись на то, что постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм данное жилое помещение переведено в нежилое с указанным целевым назначением при условии выполнения Бондаревым в установленном порядке перепланировки квартиры с устройством отдельного входа. Однако Департамент <данные изъяты> области по культуре неправомерно отказывает истцу в согласовании названной проектной документации, указывая на то, что она разработана организацией, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по сохранению (реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Представитель истца Рудаков И.Е. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, отметив, что устройство входа в магазин согласно упомянутому выше проекту предусматривает установку металлической лестницы, которая не является объектом капитального строительства, а представляет собой сборно-разборную конструкцию, в связи с чем, проведение работ по оборудованию последней не является реставрацией объекта культурного наследия, а соответствующий проект мог быть разработан ООО «Архитектура», не имеющей соответствующей лицензии на проведение реставрационных работ. К тому же, устройство упомянутой лестницы не ухудшает состояние дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, как памятника архитектуры, не нарушает целостность последнего, не создает угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения и не нарушает права и законные интересы других лиц. Представитель Департамента <данные изъяты> области по культуре Деверилин А.Ю. иск не признал, указав, что описанные в названном проекте работы представляют собой деятельность по сохранению объекта культурного наследия, связаны с реставрацией такого объекта, а потому соответствующая проектная документация должна быть разработана лицензированной организацией. Однако истец при обращении в Департамент с заявлением о ее согласовании копию лицензии разработчика проектной документации ООО А.» на осуществление деятельности по реставрации не представил. Администрация г.<данные изъяты>, а также третье лицо - СОГУК «Центр по охране и использованию памятников истории и культуры», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель Администрации г.<данные изъяты> указал на возможность завершения процесса перевода принадлежащей истцу квартиры в нежилое помещение при условии согласования проектной документации Департаментом <данные изъяты> области по культуре. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п/п.9 п.2 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ. Исходя из положений ст.52 названного законодательного акта физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанного объекта, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением требования о согласовании в установленном порядке осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия. По правилам п.п.2, 4 ст.35 того же Закона проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. По делу установлено, что Бондарев И.Л. является собственником квартиры №<данные изъяты>, в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> (л.д.31-33). С целью перевода названного жилого помещения в нежилое (магазин непродовольственных товаров) истец обратился в Администрацию г.<данные изъяты> с соответствующим заявлением, представив документы, перечисленные в ч.2 ст.23 ЖК РФ, включая рабочий проект перепланировки жилого помещения, подготовленный ООО П.» в соответствии с утвержденным Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> архитектурно-планировочным заданием, предусматривающим согласование проекта учреждением по охране и использованию памятников истории и культуры (л.д.9-11). Как следует из названной проектной документации, она предусматривает устройство отдельного лестничного входа в магазин и согласована с Управлением Роспортребнадзора по <данные изъяты> области, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <данные изъяты> области, Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты>, Управлением по потребительскому рынку и развитию предпринимательства Администрации г.<данные изъяты>, отделом Государственного пожарного надзора г.<данные изъяты>, Администрацией <данные изъяты> района г.<данные изъяты>, ГИБДД УВД <данные изъяты> области, а также с собственниками помещений многоквартирного дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> (л.д.12, 21-23, 25, 27, 34-46, 80-146). Постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм упомянутое жилое помещение переведено в нежилое с указанным целевым назначением при условии выполнения Бондаревым в установленном порядке перепланировки квартиры с устройством отдельного входа (л.д.50). В соответствии с представленным в суд техническим заключением ООО П.» в настоящее время истцом в принадлежащем ему жилом помещении (в пределах квартиры) выполнены предусмотренные упомянутым выше проектом работы по перепланировке (л.д.71-77). Кроме того, по заданию Бондарева И.Л. ООО А.» разработан рабочий проект устройства входа в магазин непродовольственных товаров (л.д.47-65) и поскольку жилой дом №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> в г.<данные изъяты> является объектом культурного значения регионального значения (решение исполкома <данные изъяты> областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №), истец с целью согласования данной проектной документации обратился в Департамент <данные изъяты> области по культуре, который, однако, для положительного разрешения данного вопроса указал на необходимость представления Бондаревым проекта устройства входа в магазин, подготовленного организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению (реставрации) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которая у ООО А.» отсутствует (л.д.186-189). Оценка имеющихся в деле доказательств, проведенная судом в их совокупности и взаимосвязи, позволяет придти к выводу о неправомерности подобных действий (бездействия) Департамента <данные изъяты> области по культуре. Пунктом 1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ установлено, что сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор. Статья 44 названного Закона предусматривает приспособление объекта культурного наследия для современного использования, к которому, в частности, относятся производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия осуществляются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (ст.45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В соответствии с ч.1 ст.11 Закона Смоленской области от 31.03.2009 №10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, осуществляются уполномоченным органом на основании письменного заявления. Исходя из положений п.2.3.3 Административного регламента исполнения Департаментом <данные изъяты> области по культуре государственной функции «Выдача заданий и разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <данные изъяты> области, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <данные изъяты> области», утв. постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № для согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, представляется заявление по установленной форме с приложением следующих документов: проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в количестве двух экземпляров; положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на представленную проектную документацию; технического заключения о соответствии проектной документации строительным нормам и правилам Российской Федерации; копии задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; копии лицензии разработчика проектной документации на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, выданной лицензирующим органом. Из разработанной ООО А.» проектной документации усматривается, что устройство входа в магазин предусматривает установку металлической лестницы, которая не является объектом капитального строительства, а представляет собой сборно-разборную конструкцию (л.д.65). Вместе с тем, исходя из положений ст.43 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к реставрации относятся все виды исследовательских, проектных, производственных, инженерных и иных работ, производимых на недвижимых памятниках истории и культуры и их территориях в различных сочетаниях, представляющих единый процесс, назначением которого является выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта культурного наследия. Таким образом, строительные работы по устройству указанной лестницы к реставрационным отнесены быть не могут, поскольку имеют иное целевое назначение и характер (содержание). Напротив, эти работы, представляющие собой приспособление объекта культурного наследия для современного использования (ст.44 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ), имеют только производственный (строительный) компонент и не предусматривают необходимость осуществления как таковых реставрационных работ отдельных элементов объекта культурного наследия. Согласно ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом. В силу п/п.41 ч.1 ст.17 того же Закона деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), предполагающая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.02.2007 №117 осуществление ее лицами, обладающих профессиональными знаниями и навыками рабочих в области реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, подлежит лицензированию. Таким образом, из взаимосвязанных положений ст.ст.40, 43, 44, ч.3 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также правил ст.2, п/п.41 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», если проведение работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования не требует осуществления реставрации объекта культурного наследия, то правила подготовке соответствующей проектной документация только лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, не применяется. При таком положении, принимая во внимание отсутствие в деле убедительных и достоверных данных, указывающих на то, что устройство входа в магазин согласно упомянутому выше проекту, разработанному ООО «Архитектура», ухудшит состояние дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, как памятника архитектуры, нарушит целостность последнего, создаст угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения, либо нарушит права и законные интересы других лиц, суд удовлетворяет заявленные исковые требования и возлагает на Департамент <данные изъяты> области по культуре согласовать проведение строительных работ в отношении объекта культурного наследия - дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, связанных с устройством входа в магазин непродовольственных товаров, расположенный в переводимой в нежилое помещение принадлежащей истцу квартире №<данные изъяты> в указанном домовладении, на основании подготовленного ООО А.», имеющей лицензию на выполнение соответствующих строительных работ, рабочего проекта. Доводы представителя Департамента о том, что в силу п.48 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в число лицензируемых видов деятельности включена деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку указанный нормативный акт на момент разрешения спора в силу не вступил. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, р е ш и л : Обязать Департамент <данные изъяты> области по культуре согласовать проведение строительных работ в отношении объекта культурного наследия - дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, связанных с устройством отдельного входа в магазин непродовольственных товаров, расположенный в переводимой в нежилое помещение принадлежащей Бондареву И.Л. квартире №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, на основании подготовленного ООО А.» рабочего проекта. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий А.В.Кудряшов