Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Королеве Д.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осиповой Т.В. к ФКУ C, Департаменту <данные изъяты> области по здравоохранению, Администрации <данные изъяты> области об организации медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, у с т а н о в и л : Осипова Т.В. в порядке уточнения обратилась в суд с иском к ФКУ C, Департаменту <данные изъяты> области по здравоохранению, Администрации <данные изъяты> области о возложении на ответчиков обязанности по организации ее медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания (тяжелой формы сахарного диабета), препятствующего ее дальнейшему содержанию под стражей, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ содержится в названом изоляторе и в <данные изъяты> 2010г. обратилась к администрации данного учреждения с просьбой о проведении в отношении нее названного освидетельствования, в чем ей было необоснованно отказано со ссылкой на непредставление подтверждающих наличие соответствующего заболевания медицинских документов, содержащих данные стационарного медицинского обследования. Ссылаясь на то, что ранее истица не находилась на стационарном лечении по поводу заболевания сахарным диабетом, что не исключает наличие у нее этого заболевания в тяжелой форме, Осипова Т.В., исходя из того, что Департамент <данные изъяты> области по здравоохранению не определил перечень медицинских организаций, в которых имеются условия, необходимые для проведения соответствующих медицинских исследований, просит обязать ответчиков в установленном порядке принять исчерпывающие меры, направленные на организацию ее медицинского освидетельствования. Представитель истицы Шапошникова Н.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав, что в условиях следственного изолятора выявить наличие у Осиповой упомянутого заболевания не представляется возможным в связи с чем, имеется объективная необходимость в проведении тщательного медицинского обследования истицы. Представители ФКУ C Изотова М.В. и Полетаев А.В., возражая против удовлетворения иска, сослались на отсутствие объективных данных, указывающих на наличие у Осиповой именно тяжелой формы сахарного диабета и правомерность отказа в направлении ее на медицинское освидетельствование, проведение которого находится вне компетенции изолятора. Представитель Департамента <данные изъяты> области по здравоохранению Стукалов Е.П. в судебном заседании иск не признал, отметив, что в период судебного разбирательства приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения, в которых осуществляется медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (в зависимости от вида тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений), что исключает возможность удовлетворения иска, предъявленного к данному ответчику. Представитель Администрации <данные изъяты> области Казаков А.А. в судебном заседании сослался на то, что Администрация <данные изъяты> области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку участия в процедуре медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений в силу действующего законодательства не принимает. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Конституция Российской Федерации в ст.41 гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» тяжелые формы сахарного диабета при наличии осложнений и стойких нарушений функций организма, приводящих к значительному ограничению жизнедеятельности и требующих длительного лечения в условиях специализированного медицинского стационара, включены в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений. Согласно п.2 Правил медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства РФ рассмотрение вопроса о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование осуществляется при наличии одного из следующих документов: письменное заявление подозреваемого или обвиняемого либо его законного представителя или защитника о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, подтвержденное медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования, адресованное лицу (органу), в производстве которого находится уголовное дело (далее - лицо (орган)), либо начальнику места содержания под стражей; ходатайство руководителя медицинского подразделения места содержания под стражей или лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы, адресованное начальнику места содержания под стражей, подтвержденное медицинскими документами. Лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей рассматривает указанные выше заявление или ходатайство с прилагаемыми медицинскими документами и в течение рабочего дня, следующего за днем их получения, принимает решение о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование в медицинскую организацию государственной или муниципальной системы здравоохранения либо выносит постановление о мотивированном отказе в направлении на медицинское освидетельствование при отсутствии медицинских документов, которое может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.п.3, 5 названных Правил) Исходя из положений п.п.6, 8 Правил при принятии решения о направлении подозреваемого или обвиняемого на медицинское освидетельствование лицо (орган) либо начальник места содержания под стражей, рассмотревший заявление или ходатайство оформляет направление на медицинское освидетельствование, к которому прилагаются медицинские документы. Конвоирование в медицинскую организацию и охрана подозреваемого или обвиняемого, а также доставка направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов обеспечиваются начальником места содержания под стражей по согласованию с администрацией медицинской организации. Медицинское освидетельствование подозреваемого или обвиняемого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в которой имеются условия, необходимые для проведения соответствующих исследований и обеспечения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится медицинское освидетельствование. По результатам медицинского освидетельствования врачебная комиссия выносит медицинское заключение о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, включенного в перечень, либо о продлении срока медицинского освидетельствования в связи с необходимостью проведения дополнительного обследования (п.п.9, 12 Правил). Как следует из материалов дела и объяснений представителя истицы, содержащаяся с ДД.ММ.ГГГГ под стражей в ФКУ C Осипова Т.В., является обвиняемой в совершении преступления и ей избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Действуя в интересах Осиповой Т.В., ее защитник Шапошникова Н.И. обратилась в администрацию изолятора с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о направлении истицы в медицинское учреждение для проведения медицинского освидетельствования на предмет установления у нее тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей (сахарный диабет тяжелой формы). Постановлением и.о. начальника ФКУ C от ДД.ММ.ГГГГ Осиповой Т.В. было отказано в удовлетворении указанной просьбы по той причине, что представленное ее защитником письменное заявление о наличии у истицы тяжелого заболевания не подтверждено медицинскими документами, содержащими данные стационарного медицинского обследования (л.д.8). Оценка имеющихся в деле доказательств, произведенная судом в их совокупности и взаимосвязи, позволяет придти к выводу о неправомерности подобных действий (бездействии) изолятора. Из объяснений представителя Осиповой и имеющихся в деле письменных доказательств следует, что родители истицы страдали сахарным диабетом, наличие которого было диагностировано у Осиповой в <данные изъяты>. при нахождении в роддоме в период беременности. О данных обстоятельствах истица сообщала при прохождении первичного медицинского осмотра и сбора анамнеза при поступлении в изолятор (л.д.68, 76-77). ДД.ММ.ГГГГ Осипова Т.В. обратилась за медицинской помощью к фельдшеру отдельного корпусного блока № ФКУ C с просьбой о проведении медицинского обследования на предмет наличии у нее заболевания «сахарный диабет» и об оказании помощи в лечении указанного заболевания. После проведенного обследования вопрос о постановке окончательного диагноза разрешен не был; Осиповой указано на необходимость дополнительного обследования и наблюдения. При этом, ДД.ММ.ГГГГ у истицы был установлен повышенный уровень сахара в крови (9,77 ммоль/л, 7,56 ммоль / л, 7,00 ммоль / л при норме в 3,5 - 5,5 ммоль / л) (л.д.9-10). В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра истицы эндокринологом, последним сделано заключение о наличии у Осиповой Т.В. нарушения толерантности к углеводам, ожирения II степени, а также о наличии у истицы сопутствующих заболеваний в виде опийной наркомании и гепатита «С». С учетом проведенных обследований, жалоб Осиповой Т.В, анамнеза и анализов крови, истице поставлен предварительный диагноз «Сахарный диабет 2 типа. Ожирение 2-й степени», в связи с чем, ей была назначена соответствующая сахароснижающая терапия с применением препарата «глюкофаж 850» и рекомендовано строгое соблюдение специальной диеты. Повышенный уровень сахара в крови наблюдался у истицы и ДД.ММ.ГГГГ (11,09 ммоль / л, 10,0 ммоль / л), и ДД.ММ.ГГГГ (9,2 ммоль / л, 7,9 ммоль / л) (л.д.15-19, 28). Исходя из целевой направленности норм постановления Правительства РФ от 14.01.2011 №3 медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей связано с необходимостью достоверного установления наличия либо отсутствия у таких лиц соответствующего заболевания и его тяжести, что обусловлено необходимостью защиты их прав, не только как участников уголовного процесса, но и как граждан, которым Конституцией РФ гарантировано право на охрану здоровья. С учетом конкретных обстоятельств дела (наличие у Осиповой, такого заболевания, как «сахарный диабет», возможная наследственная предрасположенность к этому заболеванию), принимая во внимание доводы истицы о том, что впервые названное нарушение состояния здоровья было выявлено у нее еще в <данные изъяты>. и в стационарных условиях степень тяжести этого заболевания у Осиповой не определялась, полагая заслуживающими внимания доводы представителя истицы о том, что в условиях изоляции от общества Осипова лишена возможности представить необходимые медицинские документы, подтверждающие обоснованность ее просьбы о направлении на медицинское освидетельствование, проведение которого с использованием специального медицинского оборудования с участием комиссии квалифицированных врачей способно установить степень тяжести имеющего у нее заболевания, суд на основании закрепленного в Конституции Российской Федерации (ст.15) положения о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, в целях реализации гарантированного ст.41 Конституции права Осиповой на охрану здоровья, исходя из требований ст.18 Конституции РФ о непосредственном действии прав и свобод человека, определяющих смысл, содержание и применение законов и обеспечивающихся правосудием, признает отказ ФКУ C в направлении Осиповой на медицинское освидетельствование незаконным и с учетом определенного Правилами медицинского освидетельствования…, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3 порядка его проведения возлагает на данного ответчика обязанность по направлению истицы в медицинскую организацию для прохождения такого освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, включая конвоирование в медицинскую организацию и доставку направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов. При этом, суд особо отмечает, что сам факт наличия у Осиповой такого заболевания, как «сахарный диабет» при отсутствии соответствующих медицинских документов ввиду непрохождения ранее истицей стационарного лечения в связи наличием этого заболевания, не может служить достаточным правовым препятствием для направления ее на соответствующее медицинское освидетельствование, целью которого и является определение степени тяжести данного заболевания. По этой причине доводы представителей изолятора о том, что клиническая картина имеющегося у Осиповой заболевания «сахарный диабет» не соответствует ее тяжелой форме и в настоящее время состояние истицы является стабильным, удовлетворительным, обусловленным эффективностью проводимого лечения, во внимание судом не принимаются; вопрос о степени тяжести данного заболевания может быть окончательно разрешен лишь специально созданной для этих целей врачебной комиссией. Что касается исковых требований Осиповой об организации ее медицинского освидетельствования, заявленных к Департаменту <данные изъяты> области по здравоохранению и Администрации <данные изъяты> области, то суд не находит законных оснований для их удовлетворения. По делу видно, что приказом Департамента <данные изъяты> области по здравоохранению от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации в областных государственных бюджетных учреждениях здравоохранения медицинского освидетельствования подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений» утвержден перечень областных государственных бюджетных учреждений системы здравоохранения, в которых осуществляется медицинское освидетельствование подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (в зависимости от видов тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений). При этом названным приказом обязанность по обеспечению работы врачебных комиссий по осуществлению такого медицинского освидетельствования, организации работы комиссий возложена на руководителей соответствующих областных государственных бюджетных организаций (л.д. 82-87). Поскольку в рамках реализации права подозреваемых и обвиняемых на проведение медицинского освидетельствования на предмет наличия у них тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, на уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 №3 возложено только определение медицинских организаций, в которых будет осуществляться такое освидетельствование, а Администрация <данные изъяты> области в этой процедуре участия не принимает, с учетом того, что требования указанного нормативного акта Департаментом исполнены, обязанность по организации медицинского освидетельствования Осиповой на данных ответчиков возложена быть не может. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Осиповой Т.В. удовлетворить частично. Признать отказ ФКУ C в направлении Осиповой Таисии Витальевны в медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, незаконным. Обязать ФКУ C в установленном порядке направить Осипову Таисию Витальевну в определенную приказом Департамента <данные изъяты> области по здравоохранению от 02.06.2011г. №631 медицинскую организацию для прохождения медицинского освидетельствования на предмет наличия тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей, включая конвоирование в медицинскую организацию и доставку направления на медицинское освидетельствование и медицинских документов. В иске к Департаменту <данные изъяты> области по здравоохранению, Администрации <данные изъяты> области отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Смоленска. Председательствующий А.В.Кудряшов