об оспаривании действий должностного лица



Дело № 2-2316/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2011 года

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего судьи: Космачевой О.В.

при секретаре           Вороновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кондратенкова П.В. об оспаривании действий должностного лица,

установил:

Кондратенков П.В. обратился в суд с заявлением о признании действий Министра обороны РФ об отказе в присвоении ему воинского звания «лейтенант» незаконными. В обоснование иска указал, что решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Главное управление кадров Министерства обороны РФ возложена обязанность подготовить и предоставить на подпись Министру обороны РФ проект приказа о присвоении ему в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант». Проект приказа был подготовлен и предоставлен на подпись Министру обороны РФ, однако последний ДД.ММ.ГГГГ без какой-либо мотивировки отказал в присвоении ему воинского звания.

В судебном заседании Кондратенков П.В. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено путем направления факсимильной связью по правилам ст. 113 ГПК РФ (л.д. 62-63), представителя в судебное заседание не направил. Согласно позиции представителя Министерства Обороны РФ, изложенной в кассационной жалобе на ранее вынесенный судебный акт (иным образом позиция по заявленным требованиям выражена не была) заинтересованное лицо считает требования необоснованными. Указывает, что соответствии с ч.2 ст.24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999года № 1237 (в редакции от 21.10.2008года) присвоение воинских званий лицам, находящимся в запасе, является правом Министра Обороны РФ, а не обязанностью.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

В силу ч. 2 ст.57 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, - по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Частью 3 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237 (в редакции от 21.10.2008), установлено, что сотрудникам органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, пребывающим в запасе Вооруженных Сил РФ, а также лицам, уволенным со службы в указанных органах, воинские звания присваиваются Министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке с учетом имеющихся у них специальных званий.

Судом установлено, Кондратенков П.В. является выпускником Смоленского филиала юридического института МВД РФ. Приказом начальника ЮИ МВД России от 25.06.1999 года № 79 л/с ему присвоено специальное звание «лейтенант милиции».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявитель проходил службу в органах внутренних дел в должности следователя следственного отдела при Промышленном РОВД г.Смоленска и приказом начальника УВД Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ ему присвоено специальное звание «лейтенант юстиции».

В ноябре 2008 года по результатам медицинского освидетельствования заявитель был признан годным к военной службе (л.д. 59).

ДД.ММ.ГГГГ Кондратенков П.В. обратился с заявлением к Военному комиссару г. Смоленска с просьбой аттестовать его на воинское звание «лейтенант».

ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом г. Смоленска в отношении заявителя составлен аттестационный лист, из которого следует, что Кондратенков П.В. достоин присвоения воинского звания «лейтенант», данный аттестационный лист направлен начальнику Управления кадров Московского военного округа для принятия решения на присвоение заявителю офицерского звания. Однако, ДД.ММ.ГГГГ аттестационный материал возвращен указанным должностным лицом без реализации со ссылкой о нецелесообразности аттестования Кондратенкова П.В. к присвоению первого воинского звания офицера, в связи с принятием решения об укомплектовании должностей помощников командиров по правовой работе гражданским персоналом.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на начальника Управления кадров Московского военного округа Министерства Обороны РФ возложена обязанность направить в соответствующее кадровое подразделение Министерства обороны РФ аттестационный материал для присвоения Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант».

Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ на Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и предоставить на подпись Министру обороны Российской Федерации проект приказа о присвоении Кондратенкову П.В. в аттестационном порядке воинского звания «лейтенант»

Во исполнение судебного акта ДД.ММ.ГГГГ статс-секретарем - заместителем Министра обороны РФ была подготовлена докладная записка с проектом приказа о присвоении заявителю воинского звания «лейтенант юстиции», на которой ДД.ММ.ГГГГ Министром Обороны РФ была наложена резолюция «отказать», мотивы данного решение не указаны.

Между тем, положения ч.3 ст. 24 Положения носят императивный характер, не связывает исполнение обязанности их с усмотрением должностного лица и, следовательно, исключает их произвольное применение.

Кондратенков П.В. проходил службу в органах внутренних дел и имел специальное звание «лейтенант юстиции», а поэтому на него распространяются нормы ч. 3 ст.24 Положения, предусматривающие обязанность Министра обороны РФ по присвоению специального воинского звания.

Во всяком случае, установленным вышеназванным Федеральным законом гарантиям гражданина, пребывающему в запасе, корреспондирует обязанность должностного лица Министерства обороны РФ своевременно рассмотреть вопрос о присвоении звания и принять по нему обоснованное решение с тем, чтобы обеспечить необходимый баланс между интересами гражданина и должностным лицом органов государственной власти в сфере воинской обязанности и военной службы.

Как следует из положений статей 19, 46 (часть 1) и 120 Конституции Российской Федерации, предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности предопределяет право гражданина обратиться в суд за защитой от возможных произвольных правоприменительных решений должностных лиц органов государственной власти.

В данном случае военный комиссариат г. Смоленска провел необходимую работу по аттестации Кондратенкова П.В. на присвоение ему воинского звания офицера запаса, аттестационный лист в отношении заявителя был согласован с военным комиссаром Смоленской области и в установленном законом порядке направлен в кадровое подразделение Министерства обороны РФ для решения вопроса о присвоении заявителю воинского звания. Каких-либо объективных данных, препятствующих присвоения заявителю воинского звания, как в ходе аттестации, так и рассмотрения спора не установлено.

Доводы заинтересованного лица на положения ч.2 ст. 24 Положения в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2009 N 30, в обоснование отказа в присвоении звания Кондратенкову П.В. суд находит несостоятельными.

Согласно указанной норме (см. текст в предыдущей редакции)

воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе. При этом гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Как следует из аттестационного листа (л.д. 14 дело ) в военное время Кондратенков П.В. может быть предназначен в команду на должность помощника командира по правовой работе - «капитан юстиции». Потребность в приписке на военное время офицеров юридического профиля в военном комиссариате Смоленской области- 1 человек (л.д. 18), что само по себе не исключает приписку заявителя, пребывающего в запасе, в специальное формирование.

Доказательств обратного заинтересованным лицом по правилам ст. 254 ГПК РФ не представлен. Фактически отказ в присвоении воинского звания Кондратенкову П.В. был дан исходя из произвольного усмотрения должностного лица.

При таких данных суд находит требования Кондратенкова П.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Кондратенкова П.В. удовлетворить.

Обязать Министра Обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления решения в законную силу присвоить Кондратенкову П.В. воинское звание «лейтенант юстиции».

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

                                     

Председательствующий               О.В. Космачева