О признании незаконными действий Администрации г.Смоленска и возложении обязанности по восстановлению в списке очереди нуждающихся в жилых помещениях



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2011г.                                                                                                                           г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери А. к Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании решения и возложении обязанности по восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях,      

у с т а н о в и л:

Кузьмин А.В., представляя себя и свою несовершеннолетнюю дочь А., <данные изъяты> года рождения, обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г.<данные изъяты>, сославшись на то, что с ДД.ММ.ГГГГ он, а в последующем как член его семьи и А., состояли на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди военнослужащих, уволенных в запас или отставку; постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -адм, которое оспаривается истцами, последние исключены из соответствующего списка ввиду того, что общая продолжительность военной службы Кузьмина А.В. составляет менее 10 лет в календарном исчислении, тогда как, по мнению истца, суммирование периода его военной службы и периода службы в органах внутренних дел, из которых он уволился в связи с организационно-штатными мероприятиями в <данные изъяты>., указывает на наличие у него необходимой продолжительности службы и исключает возможность снятия его с учета граждан - военнослужащих запаса, нуждающихся в жилых помещениях.

Кузьмин А.В. в судебном заседании поддержала иск в полном объеме.

Представитель Администрации г.<данные изъяты> Шерстнева Е.П., возражая против удовлетворения иска, указала на правомерность принятого в отношении истцов решения, отметив, что законодательство для определения права военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не предусматривает возможности суммирования периодов его военной службы и службы в органах внутренних дел, в связи с чем, Кузьмин А.В., продолжительность военной службы которого составляет менее 10 лет, не имеет права состоять на соответствующем учете. Кроме того, отметила, что истец, проживающий на условиях социального найма в комнате бывшего переданного в муниципальную собственность ведомственного общежития в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, с учетом того обстоятельства, что его дочь А. в данное жилое помещение не вселялась и с ним не проживает, исходя из общей площади названной комнаты, а также общей площади находящихся в собственности супруги истца (Е.) жилых помещений, в одном из которых проживает А., является обеспеченным жилым помещением по установленным нормам.

Заслушав объяснения участников процесса, показания свидетеля Е., исследовав письменные материалы, суд приходит к следующим выводам.

По правилам ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

На основании пп.1-2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Исходя из положений п.1 Постановления Главы города Смоленска от 03.05.2005г. №1087 в г.Смоленске установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10,5 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Согласно ст.2 Федерального закона от 08.12.2010г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании обращения <данные изъяты> райвоенкомата г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лейтенанта запаса Кузьмина А.В. постановлением первого заместителя мэра г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец, уволенный в <данные изъяты>. с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (по сокращению штатов), был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку очереди военнослужащих, уволенных в запас или отставку (л.д.9-11, 23-24, 28, 43, 77, 85-87, 166).

По заявлению Кузьмина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия у него жилого помещения для постоянного проживания постановлением Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена комната бывшего переданного в <данные изъяты>. в муниципальную собственность общежития ОАО С.» в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> кв.м., в котором он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает (л.д.16, 79-82, 186, 188-189).

ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.В. вступил в брак с Е.. и ДД.ММ.ГГГГ у них родилась дочь А., которая ДД.ММ.ГГГГ была также зарегистрирована в упомянутом выше жилом помещении по месту жительства истца, а постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -адм - включена в состав семьи Кузьмина А.В., состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, как член его семьи (л.д.15, 99-103, 105-106).

Постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ -адм, истцы исключены из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ввиду того, что общая продолжительность военной службы Кузьмина А.В. составляет менее 10 лет в календарном исчислении и, одновременно, включены в общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8, 14).

Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для принятия органом местного самоуправления оспариваемого Кузьмиными постановления.

По смыслу ч.2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие ЖК РФ» гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

На момент принятия Кузьмина А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (ДД.ММ.ГГГГ) действовал Закон РФ от 22.01.1993 №4338-1 «О статусе военнослужащих», согласно ч.6 ст.15 которого граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей обеспечивались жилыми помещениями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Общая продолжительность военной службы истца составляет 7 лет 1 месяц и 7 дней. Вместе с тем, по делу видно, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кузьмин А.В. проходил службу в финансируемых за счет средств федерального бюджета органах внутренних дел, из которых был уволен по сокращению штатов (л.д.12-14, 17, 70, 92).

Статьей 30 действовавшего в этот период Закона РФ от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции» предусматривалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997г. №1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997г. №Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998г. принято Постановление №71, которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».

Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999г. №825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999г. №1095, принятого во исполнение данного Указа, такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемых и уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Право на получение сертификата в соответствии с пунктом 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999г. №351, было предоставлено как гражданам, уволенным с военной службы, так и гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, имеющих общую продолжительность службы (военной службы) в календарном исчислении 10 лет и более (уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).

Аналогичные положения содержались и в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002г. №168, которым было признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999г. №351, а также в пункте 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2004г. №522, а в дальнейшем - в п/п. «г» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, уволенных с военной службы (службы) предусмотрен и Правилами учета…, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

Таким образом, приведенные выше нормативные акты приравнивали граждан, уволенных с военной службы, в праве на обеспечение жильем к гражданам, уволенным со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета. При этом, в отношении как тех, так и других граждан, уволенных со службы (военной службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на службе (военной службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), устанавливалось требование о наличии общей продолжительности службы (военной службы) в календарном исчислении 10 лет и более.

Исходя из этого следует, что действовавшее ранее законодательство не исключало возможность включения в общую продолжительность военной службы (службы) суммарной продолжительности военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, что было впервые нормативно закреплено в п.6 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004г. №522, а в последующем и в п.10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Общая продолжительность военной службы (службы) истца, рассчитанная путем суммирования периода его военной службы и службы в органах внутренних дел превышает 14 лет (л.д.12-14, 17, 70, 92). В связи с этим, как на момент увольнения из органов внутренних дел, так и на момент принятия ответчиком оспариваемого постановления Кузьмин А.В. не утратил права состоять на соответствующем учете граждан.

При таком положении, поскольку при наличии прочих условий обязательным условием для реализации права Кузьмина А.В. на обеспечение жильем является его увольнение со службы (военной службы), учитывая то обстоятельство, что на момент принятия истца на упомянутый учет общая продолжительность его военной службы не достигала установленной законом продолжительности, суд возлагает на Администрацию г.<данные изъяты> обязанность по восстановлению истца, как уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по дате, следующей за днем увольнения его из органов внутренних дел, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

Оснований для восстановления Кузьмина А.В. на упомянутом выше учете с составом семьи из 2-х человек, включая его несовершеннолетнюю дочь А., суд не находит.

Как следует из объяснений истца, показаний свидетеля Е. и материалов дела семейные отношения между последней и Кузьминым А.В. фактически прекращены еще в <данные изъяты>. и с этого времени они совместно не проживают. А. в предоставленную Кузьмину А.В. комнату в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> жилой площадью <данные изъяты> кв.м. никогда не вселялась, проживая с момента рождения совместно с матерью Е. в квартире №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по <данные изъяты> переулку г.<данные изъяты>. Кузьмин А.В., по утверждению Е., полностью самоустранился от воспитания дочери, материально ей не помогает. В настоящее время в производстве мирового судьи судебного участка г.<данные изъяты> находится гражданское дело о расторжении брака между Кузьминым А.В. и Е. (л.д.190).

Таким образом, применительно к положениям ст.69 ЖК РФ, п.17 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов…, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 применяемых с учетом п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы» А. членом семьи Кузьмина А.В. не является, что исключает возможность восстановления ее на соответствующем учете в составе семьи последнего.

Доводы представителя Администрации г.<данные изъяты> о том, что Кузьмина А.В. нельзя признать нуждающимся в жилом помещении, проверялись в ходе судебного разбирательства, однако не нашли своего объективного подтверждения.

То обстоятельство, что истец один проживает в комнате площадью <данные изъяты> кв.м., что выше установленной по г.<данные изъяты> учетной нормы, само по себе не указывает на отсутствие реальной нуждаемости Кузьмина А.В. в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п.1 ст.56, п.1 ст.61, п.1 ст.63 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

По правилам ст.55 СК РФ расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка, в том числе и на жилищные права.

Обязанности по осуществлению родительских прав возлагаются законом в равной мере на обоих родителей.

Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает требования о том, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей (п.1 ст.65).

На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя (ч.1 ст.70 ЖК РФ).

В соответствии с п.2 ст.20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети, которые в силу возраста не могут самостоятельно реализовать свое право пользования жильем, приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Такое соглашение выступает предпосылкой вселения ребенка в конкретное жилое помещение. При этом закон не устанавливает какого-либо срока, по истечении которого то или иное лицо может быть признано вселенным.

В силу ст.71 ЖК РФ временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменения их прав и обязанностей по договору социального найма.

Поскольку права ребенка и обязанности его родителей сохраняются не только при раздельном проживании родителей, но и после расторжения ими брака, то лишение ребенка права пользования жилым помещением, находящимся в собственности или в пользовании на условиях социального найма одного из родителей, влечет нарушение прав ребенка.

Освобождение судом одного из родителей от исполнения его обязанностей по обеспечению несовершеннолетнего ребенка жилым помещением противоречит вышеуказанным нормам Семейного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, проживание ребенка в другом жилом помещении не может служить основанием для признания его не приобретшим право пользования жилым помещением, в котором имеет право на жилую площадь один из его родителей. Фактического вселения ребенка на спорную жилую площадь в данном случае не требуется.

Несовершеннолетняя А., хотя и не является членом семьи Кузьмина А.В., который в силу положений ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» пользуется комнатой в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> на условиях социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в упомянутом жилом помещении по месту жительства отца. При этом, мать ребенка - Е., как следует из ее показаний, не возражала против регистрации дочери на указанной жилой площади.

Таким образом, родители А. определили место ее проживания на жилой площади отца, в связи с чем, наличие у А. права пользования названной комнатой не может не учитываться при определении нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

Исходя из общей площади указанного жилого помещения и количества зарегистрированных в нем лиц, Кузьмина А.В. следует признать обеспеченным общей площадью жилого помещения менее учетной нормы.

Не признаются судом заслуживающими внимания и доводы представителя ответчика о наличии в собственности матери А. - Е. квартиры №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м. и квартиры №<данные изъяты> в доме №<данные изъяты> по пер.<данные изъяты> г.<данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., прав на которые Кузьмин А.В. не имеет, поскольку А., а также Е. членами семьи истца не являются, и, к тому же, А. названные жилые помещения на правах собственности не принадлежат, тогда как в силу положений ч.2 ст.51 ЖК РФ суммарное определение уровня обеспеченности жилой площадью применимо только в отношении гражданина и членов его семьи, при принадлежности им нескольких жилых помещений (л.д.129-138, 151, 158-159, 171-172).

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кузьмина А.В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери А., удовлетворить частично.

Признать незаконным действия Администрации г.<данные изъяты> по исключению Кузьмина А.В. из списка очереди военнослужащих запаса, нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать Администрацию г.<данные изъяты> восстановить Кузьмина А.В., как уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

               Председательствующий                                                         А.В.Кудряшов