Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Кудряшова А.В. при секретаре Барашковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Креглевой И.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию схемы земельного участка и предоставлению его в собственность, у с т а н о в и л : Креглева И.А. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, Администрации г.<данные изъяты>, указав, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з, как ветеран труда, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако Администрация г.<данные изъяты> неправомерно отказала ей в согласовании схемы земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, а Департамент - в предоставлении этого участка в собственность по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) канализационных очистных сооружений, в которой размещение жилой застройки не допускается. Представитель истицы Вишнякова И.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление индивидуального жилищного строительства; санитарно-защитная зона близлежащих канализационных очистных сооружений в установленном порядке не установлена, с учетом чего сам факт расположения участка в СЗЗ, которая определена лишь нормативно (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска) без соответствующего обоснования, не указывает на невозможность предоставления участка. Ответчики, а также третьи лица - Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области, СМУП N., надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В представленных возражениях на иск Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области отметило, что определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений, принадлежащих СМУП N.», в установленном порядке не изменена (не уменьшена), ее изменение возможно только при надлежащем обосновании; для данных очистных сооружений, расположенных на ул.<данные изъяты> Управлением СМУП N.» выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на проект организации и обоснования размеров расчетной СЗЗ; изменение границ нормативно установленной для указанных очистных сооружений СЗЗ с учетом их потенциальной опасности возможно только на основании постановления Главного санитарного врача РФ. Для установления окончательных границ СЗЗ необходимо проведение дополнительных натурных исследований (замеры воздуха, уровня шума и т.п.). Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона). Исходя из положений п.п.1.1, 2.3, 3.4 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29.01.2010 №136-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляется через структурное подразделение Администрации г.Смоленска - Управление архитектуры и градостроительства, а в числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска и другим нормативным документам, определяющим расположение, конфигурацию, размер, другие характеристики и порядок пользования участком. В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. По делу установлено, что проживающая на территории <данные изъяты> области Креглева И.А., являясь ветераном труда, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> (л.д.5-6, 22-24). Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, куда истица обратилась с заявлением о согласовании схемы расположения испрашиваемого участка, Креглевой отказано в таком согласовании со ссылкой на то, что согласно градостроительному регламенту участка, установленному в составе Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ. (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ.) спорный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны (СЗЗ) канализационных очистных сооружений, в которой размещение жилой застройки не допускается (л.д.7-12). По этой же причине Департаментом имущественных и земельных отношений Креглевой отказано в представлении в собственность спорного участка земли (л.д.13, 25). Как усматривается из имеющихся в деле письменных доказательств, включая письменные отношения Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Однако, упомянутый участок земли находится в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений, определенных Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, действующих в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 (л.д.25-26, 33-34, 43-44). Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Креглевой исковых требований. Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах. Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, соблюдение которых в силу ч.3 ст.39 того же Закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в ред. решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ.В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). В силу п.п.2.1-2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров. Из материалов дела и документов, представленных СМУП N.», которому принадлежат упомянутые выше канализационные очистные сооружения, следует, что СЗЗ этих биологических очистных сооружений при фактической производительности 98,4 тыс. кубических метров в сутки в соответствии с п.7.1.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривается равной 500 м. (нормативная СЗЗ), что соответствует размеру СЗЗ, устанавливаемому для промышленных объектов и производств второго класса опасности (п.3.13 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Вместе с тем, в соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений. На данный момент указанным предприятием разработан проект обоснования расчетной СЗЗ для названных биологических очистных сооружений, согласно которому размер СЗЗ также определен равным 500 м., но с сокращением с северной стороны до 360 м. - до линии железной дороги, а с западной - до границы размещения производственной площадки (жилая застройка расположена с восточной стороны СЗЗ). По делу также видно, что Управлением Роспотребнадзора по <данные изъяты> области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на данный проект, в соответствии с которым от очистных сооружений в атмосферный воздух выбрасываются такие загрязняющие вещества, как оксид углерода, диоксид азота, сажа. До настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г.<данные изъяты> санитарно-защитная зона канализационных очистных сооружений, принадлежащих СМУП N.», в установленном порядке не изменена (не уменьшена) (л.д.45, 47, 48 50-54). Вместе с тем, отсутствие установленной на основе соответствующего проекта для действующих канализационных очистных сооружений окончательной границы СЗЗ, не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этим сооружениям. При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами. В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах. Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне. Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом. При этом границы данной СЗЗ в упомянутом выше порядке не изменены; решение органа местного самоуправления об уменьшении границ указанной зоны либо ее отмене отсутствует. При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, предоставление Креглевой в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым, в связи с чем, у Администрации г.<данные изъяты> оснований для согласования представленной истицей схемы расположения земельного участка также не имелось. Доводы представителя истца о том, что испрашиваемый Креглевой участок земли располагается вне границ предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку границы этой СЗЗ в процессе разработки и утверждения ее ориентировочного размера могут быть изменены по результатам натурных наблюдений и измерений, исходя из которых, после уменьшения нормативно установленной СЗЗ, истица не лишена возможности обращения в уполномоченный орган с повторным заявлением о предоставлении земельного участка. При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Креглевой И.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании действий (бездействия) и возложении обязанности по согласованию схемы земельного участка и предоставлению его в собственность оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий А.В.Кудряшов