О предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2011г.                                                                                                                                   г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи Кудряшова А.В.

при секретаре     Барашковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимовой И.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области об оспаривании решения и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

у с т а н о в и л :

Ефимова И.А. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, сославшись на то, что в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з, как инвалид, имеет право на однократное получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако ответчик письмом от ДД.ММ.ГГГГ неправомерно отказал ей в реализации такого права, сославшись на то, что испрашиваемый истицей участок земли площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в районе участка по <данные изъяты> в г.<данные изъяты>, находится в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) предприятия, в которой размещение жилой застройки не допускается.

Представитель истицы Толстошеев С.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление индивидуального жилищного строительства; санитарно-защитная зона близлежащего предприятия в установленном порядке не установлена, с учетом чего сам факт расположения участка в СЗЗ, которая определена лишь нормативно (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска) без соответствующего обоснования, не указывает на невозможность предоставления участка.     

Представитель ответчика Гришутина Е.А., возражая против удовлетворения иска, указала на то, что предоставление истице испрашиваемого ею земельного участка, расположенного в границах санитарно-защитной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки г.Смоленска не представляется возможным, поскольку законодательством в этом случае установлено ограничение на использование указанного участка в целях индивидуального жилищного строительства.

Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области, надлежаще извещенное о времени и месте слушания дела, в судебное заседание своего представителя не направило. В представленных возражениях на иск Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области отметило, что определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона предприятия, принадлежащего ООО N.», относящегося к 4-му классу санитарной опасности, в установленном порядке не изменена (не уменьшена), ее изменение возможно только при надлежащем обосновании; в 2007г. проведена экспертиза проектных материалов «Организация санитарно-защитной зоны для ООО N.» в г.<данные изъяты>», однако проект расчетной СЗЗ отклонен от согласования в связи с несоответствием санитарным требованиям; для установления окончательных границ СЗЗ необходимо проведение дополнительных натурных исследований (замеры воздуха, уровня шума и т.п.).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно может осуществляться, в частности, в случаях, предусмотренных законами субъекта РФ.

Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление инвалидам, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ч.1 ст.1 Закона).

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

По делу установлено, что проживающая на территории <данные изъяты> области Ефимова И.А.., являясь инвалидом <данные изъяты> группы, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в районе участка по <данные изъяты> в г.<данные изъяты> (л.д.5, 7-8, 23-24).

Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в удовлетворении ее просьбы со ссылкой на то, что испрашиваемый ею земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны предприятий, в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, а также нормативно-правовыми актами, действующими в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, размещение жилой застройки не допускается (л.д.6).

Как усматривается из имеющихся в деле письменных доказательств, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), в которой индивидуальное жилищное строительство является основным видом разрешенного использования. Однако, упомянутый участок земли находится в границах санитарно-защитной зоны предприятий, определенных Правилами землепользования и застройки г.Смоленска, действующих в редакции решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 (л.д.25).

Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ефимовой И.А. исковых требований.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

Согласно ч.3 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, соблюдение которых в силу ч.3 ст.39 того же Закона является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст.57 Правил землепользования и застройки г.Смоленска, утв. решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. (в ред. решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193) на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства.Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ.В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В силу п.п.2.1-2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к данным санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых названными санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух, который должен быть подтвержден результатами натурных исследований и измерений. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Из материалов дела, письменного отношения ООО N. от ДД.ММ.ГГГГ, которому принадлежит упомянутое выше предприятие, а также экспертного заключения Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории предприятия имеется промышленная площадка с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (красильный корпус). В соответствии с требованиями СанПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона в отношении указанного предприятия, относящегося к IV классу опасности, предусматривается равной 100 м. (нормативная СЗЗ) (раздел VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) (л.д.27-29).

Однако, в соответствии с п.4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и измерений.

На момент разрешения спора ООО N. проект обоснования расчетной СЗЗ на утверждение в Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области не представлен.

Таким образом, до настоящего времени определенная Правилами землепользования и застройки г.Смоленска санитарно-защитная зона предприятия, принадлежащего ООО N.», в установленном порядке не изменена (не уменьшена).

Вместе с тем, отсутствие установленной на основе соответствующего проекта для действующего предприятия окончательной границы СЗЗ, не может указывать на возможность неограниченного использования земельных участков, расположенных в непосредственной близости от территории, относящейся к этому предприятию.

При разрешении вопроса об определении на местности названной СЗЗ необходимо учитывать нормы градостроительного законодательства. Санитарно-защитная зона - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ). При отсутствии утвержденных уполномоченными органами границ СЗЗ за основу берется санитарная классификация предприятий, установленная санитарными нормами и правилами.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.

Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне.

Таким образом, ограничение прав на землю в виде определения органом местного самоуправления упомянутой санитарно-защитной зоны, установлено названным нормативным актом. При этом границы данной СЗЗ в упомянутом выше порядке не изменены; решение органа местного самоуправления об уменьшении границ указанной зоны либо ее отмене отсутствует.

При таких обстоятельствах, поскольку действующие нормативы не предусматривают возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке, предоставление Ефимовой в собственность этого участка в указанных целях является недопустимым.

Доводы представителя истицы о том, что испрашиваемый Ефимовой И.А. участок земли, возможно, располагается вне границ предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку границы этой СЗЗ в процессе разработки и утверждения ее ориентировочного размера могут быть изменены по результатам натурных наблюдений и измерений, исходя из которых, после уменьшения нормативно установленной СЗЗ, истица не лишена возможности обращения в уполномоченный орган с повторным заявлением о предоставлении земельного участка.

Ссылки представителя истицы на то, что в отсутствие закрепления утвержденных границ СЗЗ на местности, непроведение соответствующего межевания и постановки на кадастровый учет ограничений (обременений) прав на землю в границах СЗЗ, неосуществление их государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в предоставлении Ефимовой испрашиваемого участка земли, во внимание судом не принимаются.

Как уже отмечалось, ориентировочные размеры соответствующей санитарно-защитной зоны предприятия определяются нормативным правовым актом Смоленского городского Совета - Правилами землепользования и застройки.

В соответствии с п.8 ст.4 Правил землепользования и застройки г.Смоленска в случае если земельный участок и объект капитального строительства расположены на территории зон с особыми условиями использования территорий, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и требований, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи.

В силу п.3 ст.1 указанных Правил они обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки.

С учетом изложенного, при наличии ориентировочных границ СЗЗ, закрепленных названым нормативным актом, отсутствие государственной регистрации соответствующих ограничений, также как и наличие вблизи испрашиваемого участка существующей застройки, на что ссылается представитель истицы, сами по себе не свидетельствуют об отсутствии ограничений в использовании соответствующей территории.

Нельзя согласиться и с позицией представителя истицы о том, что вид разрешенного использования испрашиваемого Ефимовой под индивидуальное жилищное строительство земельного участка может быть впоследствии изменен, а вопрос о возможности его предоставления необходимо рассматривать, исходя из того, что жилищное строительство истицей на этом участке может и не осуществляться.

Разрешение вопроса о предоставлении лицу участка земли связано с определением вида его разрешенного использования, который должен соответствовать заявленной таким лицом цели использования испрашиваемого участка (п.8 ч.1 ст.1 ЗК РФ), в связи с чем, возможность последующего изменения разрешенного использования этого земельного участка, правового значения для определения существующих в отношении него ограничений не имеет.

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ефимовой И.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области об оспаривании решения и возложении обязанности по предоставлению в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

                Председательствующий                                                              А.В.Кудряшов