З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 июля 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска в составе: председательствующего (судьи): Киселёва К.И. при секретаре: Гуренковой В.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г.Смоленска, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о возложении на Администрацию г.Смоленска обязанности по принятию исчерпывающих мер по обеспечению безопасности дорожного движения, у с т а н о в и л: Прокурор Ленинского района г.Смоленска, выступающий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с требованием о принятии Администрацией г. Смоленска мер по обеспечению соответствия участка дороги на перекрестке улиц <данные изъяты> установленным правилам и техническим нормам в виде оборудования металлическим ограждением. В заявлении приведены ссылки на то, что органом местного самоуправления в нарушение установленных норм и правил не принимаются меры по установке металлического ограждения вышеуказанных участков дороги, при том, что необходимость осуществления таких действий обусловлена задачами обеспечения безопасности дорожного движения. Администрацией г.Смоленска в подтверждение доводов о принятии мер по обеспечению безопасности участников дорожного движения представлены данные о разработке проектной документации на проведение капитального ремонта всей <адрес>, включая и участок дороги о котором идет речь в заявлении прокурора. Исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам. В силу п.5 ч.1 ст.16 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По правилам, установленным п.6 ст.3, п.6 ст. 13 Федерального Закона «ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ И О ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог). Согласно п.5 ч.1 ст.10, п.5 ч.1 ст.41 Устава г.Смоленска от 28 октября 2005г. к компетенции Администрации города Смоленска относятся, в частности, содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования в границах города Смоленска. На основании п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 23 октября 1993г. №1090 (в ред. от 27.01.2009 г.) должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. В силу п.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 №221 опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями в соответствии с ГОСТ 25804, ГОСТ 23457, СНиП 2.05.02 и СНиП 2.05.03. По правилам п.8.1.27 «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утв. приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. По делу установлено, что проведенной ОГИБДД УВД по г.Смоленску 24 ноября 2010 г. с участием заместителя начальника УЖКХ Администрации г.Смоленска проверкой пешеходных переходов, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения выявлено несоответствие требованиям действующего законодательства состояния участка проезжей части дороги на перекрестке улиц <данные изъяты>, и в частности, отсутствие металлического ограждения перильного типа, способствующего обеспечению безопасности дорожного движения. Наличие данных недостатков, вследствие которых дорога местного значения является опасной для использования, подтверждено имеющимися в деле письменными доказательствами. Администрацией г.Смоленска в рамках распределения обязанностей по доказыванию, установленных ст.56 ГПК РФ, не представлено достоверных и убедительных доказательств, опровергающих установленные выше обстоятельства дела, тогда как бремя подтверждения правомерности занятой правовой позиции по делам, в рамках которых оспариваются действий (бездействие) органа местного самоуправления, лежит на муниципальном образовании. По смыслу п.п.5, 27 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа предполагает полную ответственность органа местного самоуправления за решение названных вопросов, затрагивающих повседневные проблемы населения данного муниципального образования. Поскольку надлежащее состояние указанного выше участка дороги, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения, Администрацией г. Смоленска не обеспечено, суд находит заявление прокурора Ленинского района г.Смоленска подлежащим удовлетворению, с возложением на Администрацию г.Смоленска обязанности по устранению отмеченных недостатков в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При разрешении спора судом учитывается то обстоятельство, что отсутствие в муниципальном бюджете достаточных денежных средств, необходимых для финансирования работ по устройству металлического ограждения, правового значения не имеет, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения закон не ставит в зависимость от наличия либо отсутствия необходимых для этого финансирования. Принятие действий по разработке проекта капитальной реконструкции дорожного полотна на <адрес> не является обстоятельством исключающим возможность удовлетворения требований прокурора направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения в настоящий момент, то есть в период предшествующий реализации предполагаемых мероприятий по обустройству уличной сети города Смоленска. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Администрацию г.Смоленска в течение 6 месяцев со дня вступления данного решения в законную силу принять исчерпывающие меры по обеспечению соответствия состояния участка автомобильной дороги на перекрестке улиц <данные изъяты> установленным нормам и правилам в виде устройства металлического ограждения у расположенных на данном участке дороги наземных пешеходных переходов. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения, а также заочное решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья К.И.Киселёв