РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Барашковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида А. к ФИО9 Администрации г.<данные изъяты> об оспаривании бездействия и возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа в жилое помещение, у с т а н о в и л: Прокурор <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в суд с указанным выше иском к Администрации <адрес>, ФИО9», указав, что вход в подъезд №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, в квартире №<данные изъяты> которого проживает истец, а также лестница до указанной квартиры в нарушение положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не оборудованы пандусом, а также поручнями, необходимыми для беспрепятственного доступа А. в названное жилое помещение, что затрудняет реализацию гражданских прав истца. Представитель прокуратуры Оленева Е.Е. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель Администрации г.<данные изъяты> Новикова Е.А., возражая против удовлетворения иска отметила, что обязанность по оборудованию подъезда домовладения, в котором проживает А., названными специальными приспособлениями должна быть возложена на управляющую организацию - ФИО9». Представитель ФИО9» Горелова О.Н. в судебном заседании иск не признала, отметив, что общество является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку обязанность по выполнению соответствующих работ ни договором управления многоквартирным домом, ни законом на данную управляющую организацию не возложена. Третье лицо - Агапова Е.А. в судебном заседании указала на обоснованность заявленных прокурором исковых требований. Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам. Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2). В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения заключается, в том числе, в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Пункты 3.9, 3.14, 3.32 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001г. №73) в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты> на основании решения Смоленского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ передан в муниципальную собственность. В настоящее время часть жилых помещений данного домовладения приватизирована, другая часть - находится в муниципальной собственности, доля которой составляет <данные изъяты>%. Управляющей организацией в отношении указанного домовладения является ФИО9», с которым собственниками помещений жилого дома ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления (л.д.16-20). А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся ребенком-инвалидом, передвигающимся на коляске, проживает в квартире №<данные изъяты> (подъезд №<данные изъяты>) дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, сособственником которой он является (л.д.10-11). Согласно индивидуальной программе реабилитации истца ему показаны такие технические средства реабилитации, как опоры-ходунки, поручни настенные, кресло-коляска. Между тем, вход в подъезд №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, а также лестница до указанной квартиры не оборудованы пандусом, а также поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001, что нарушает конституционные права и свободы истца, лишая его равных возможностей с другими гражданами на беспрепятственный доступ в жилое помещение. С учетом изложенного, суд соглашается с доводами прокурора о необходимости выполнения указанных в иске работ, проведение которых, однако, не включено в перечень услуг, оказываемых ФИО9», как управляющей организацией в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ с собственниками помещений жилого дома договора управления (ст.162 ЖК РФ). Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по делу, суд исходит из следующего. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72, пункт «ж» ч.1 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст.2, 7, 18 и 19). Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления. В силу положений ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» органам местного самоуправления предписано осуществлять необходимые организационные льготные меры по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. По смыслу приведенным правовых норм, применяемых во взаимосвязи с положениями ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наймодатель в порядке приватизации обязан передать в собственность граждан жилые помещения, отвечающие установленным требованиям, в том числе в части, касающейся нормативных требований доступности многоквартирного дома и находящихся в нем квартир для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Данная обязанность бывшего наймодателя (органа местного самоуправления), не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения соответствующего обязательства. При таком положении, принимая во внимание то обстоятельство, что обязанность по выполнению соответствующих работ ни договором управления многоквартирным домом, ни законом на ФИО9 не возложена, исходя из того, что обязанность по оборудованию названого домовладения указанными пандусом и поручнями Администрацией г<данные изъяты>, как бывшим собственником приватизированных квартир и жилых помещений принадлежащих ей в настоящее время, не исполнена, надлежащим ответчиком по заявленным прокурором исковым требованиям является орган местного самоуправления. При этом суд отмечает, что необходимость исполнения требований СНиП 35-01-2001 в данных правоотношениях обусловлена нормами Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который не ставит необходимость создания условий соблюдения прав инвалидов в зависимость от года постройки объекта социальной инфраструктуры. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования прокурора <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида А. удовлетворить частично. Признать бездействие Администрации г.<данные изъяты> по оборудованию входа в подъезд №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, а также лестницы до квартиры №<данные изъяты> в данном жилом доме пандусом и поручнями незаконным. Обязать Администрацию г.<данные изъяты> оборудовать вход в подъезд №<данные изъяты> дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> г.<данные изъяты>, а также лестницу до квартиры №<данные изъяты> в данном жилом доме пандусом и поручнями в соответствии с установленными требованиями. В удовлетворении исковых требований прокурора <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида А. к ФИО9» отказать. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г.Смоленска. Председательствующий А.В.Кудряшов