Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 июля 2011г. г.Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В. При секретаре: Барашковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ситченковой Н.Д., Назарьевой Г.Н. об оспаривании действий (бездействия) Администрации г.<данные изъяты>, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> и возложении обязанности по согласованию и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории, у с т а н о в и л : Ситченкова Н.Д., Назарьева Г.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации г.<данные изъяты> и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> в согласовании и утверждении схем расположения земельных участков площадью по <данные изъяты> кв.м., находящихся по адресу: <адрес>, дома №№<данные изъяты> и <данные изъяты>, которые они, как ветераны труда, в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.03г. №23-з просили предоставить им в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, и возложении на ответчиков обязанности по согласованию и утверждению данных схем, указав, что уполномоченным органом (Департаментом имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области) им разрешено формирование названных участков земли, права на которые они не могут реализовать по причине неправомерных действий (бездействия) ответчиков, ссылающихся на невозможность предоставления заявителям этих участков в испрашиваемых ими целях по причине их расположения на территории общего пользовании (месте нахождения существующей березовой рощи - зеленой зоне), на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Представитель заявителей Подберезко Д.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, отметив, что спорные земельные участки в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.<данные изъяты> находятся в территориальной зоне Ж1, где осуществление индивидуального жилищного строительства является основным видом разрешенного использования. Соответствующая территория не является местом общего пользования. Представитель Администрации г.<данные изъяты> и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> Андреева О.В., возражая против удовлетворения заявления, отметила, что испрашиваемые Ситченковой и Назарьевой участки земли расположены на земельном участке, который сформирован, поставлен на кадастровый учет в качестве зеленой зоны (территории общего пользования) и с учетом этого Правилами землепользования и застройки г.<данные изъяты> отнесен к территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется, что в силу закона исключает возможность предоставления этих участков в собственность для ИЖС. Сослалась также на то, что находящаяся на участках березовая роща была посажена учащимися и учителями средней школы № г.<данные изъяты> в честь 30-летия освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков и предоставление спорных участков для ИЖС приведет к вырубке данных зеленых насаждений. Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области, ФГУ З.К.П., МБУ З.», надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили. В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель Департамента указал на обоснованность заявленных требований, сославшись на недоказанность того обстоятельства, что соответствующая территория является местом общего пользования. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам. Законом Смоленской области от 10.06.03 года №23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» предусмотрено бесплатное предоставление ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, для индивидуального жилищного строительства земельных участков, находящихся в государственной собственности Смоленской области, муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.4 ч.1 ст.1 Закона). Исходя из положений п.п.1.2, 2.3, 3.4 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации г.Смоленска от 29.01.2010 №136-адм предоставление данной муниципальной услуги осуществляется через структурное подразделение Администрации г.Смоленска - Управление архитектуры и градостроительства, а уполномоченным должностным лицом на утверждение схемы расположения или отказ в утверждении схемы расположения является заместитель Главы города Смоленска, курирующий вопросы градостроительства города. В числе оснований для отказа в согласовании схемы указано несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска и другим нормативным документам, определяющим расположение, конфигурацию, размер, другие характеристики и порядок пользования участком. По делу установлено, что проживающие в г.<данные изъяты> Ситченкова Н.Д. и Назарьева Г.Н., являясь ветеранами труда, ДД.ММ.ГГГГ обратились в Департамент имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области с заявлением о предоставлении им в собственность бесплатно земельных участков площадью по <данные изъяты> кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, дома №№<данные изъяты> и <данные изъяты> (соответственно) для индивидуального жилищного строительства (л.д.6-7). Письменными отношениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ заявителям в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти <данные изъяты> области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <данные изъяты> области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ № предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а письменными отношениями от ДД.ММ.ГГГГ - в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в уполномоченный орган утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории площадью не менее <данные изъяты> кв.м. и не более <данные изъяты> кв.м. (л.д.8-9). Исполняя данные указания Департамента, за счет Ситченковой и Назарьевой ООО Б.» составлены схемы расположения названных земельных участков на кадастровом плане (карте) территории площадью по 800 кв.м. (л.д.14-15). Письмом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, куда ООО Б.» было направлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании данных схем земельных участков, в таком согласовании отказано со ссылкой на то, что согласно Правилам землепользования и застройки г.<данные изъяты>, утв. решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ7г. (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) спорные участки расположены на нерегламентируемой территории (месте нахождения существующей березовой рощи) (л.д.10). Анализ имеющихся в деле доказательств позволяет суду придти к выводу об обоснованности действий (бездействия) органа местного самоуправления ввиду следующего. Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий, утверждение которых отнесено законом (п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления. На основании ч.ч.2-3 ст.85 ЗК РФ градостроительный регламент для каждой территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В силу ч.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Исходя из положений п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). По правилам п.1 ст.262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Режим землепользования и застройки земельных участков на территории г.<данные изъяты>, на которые в соответствии с Градостроительным кодексом РФ действие градостроительных регламентов не распространяется, в отношении земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.<данные изъяты> (п/п.2 ч.4, ч.7 ст.36 ГрК РФ, п/п.2 ч.4 ст.2, ч.1 ст.6 Правил землепользования и застройки г.<данные изъяты>). Из анализа приведенных правовых норм следует, что земельное и градостроительное законодательство исходит из того, что разрешенные условия использования территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения. Органы местного самоуправления городского округа, утверждая правила землепользования и застройки, вправе относить различные территории в пределах города к тем или иным территориальным зонам, в том числе и устанавливать территории общего пользования, которые не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и не подлежат передаче в частную собственность. Из представленных фотоматериалов и имеющихся в деле письменных доказательств усматривается, что спорные земельные участки действительно располагаются на месте существующих зеленых насаждений (в березовой роще) и входят в состав сформированного под зеленую зону земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., проект границ которого, согласованный с территориальным отделом № Управления Роснедвижимости по Смоленской, утвержден постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-адм, а сам данный земельный участок в составе земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер <данные изъяты>) с разрешенным использованием - «под зеленой зоной» (л.д.30-36, 38-39, 41-42). Пунктом 2 упомянутого постановления участок площадью <данные изъяты> кв.м. был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Администрации г.<данные изъяты>, что, однако, решениями Арбитражного суда <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ было признано незаконным, в связи с чем, названный пункт постановлением Администрации г.<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-адм был отменен (л.д.40). Возможность использования земельного участка в испрашиваемых целях определяется с учетом градостроительных и иных условий использования соответствующей территории (ч.2 ст.31 ЗК РФ) на момент принятия решения о предоставлении этого участка гражданину либо юридическому лицу. До настоящего времени такие решения в отношении Ситченковой и Назарьевой Департаментом имущественных и земельных отношений <данные изъяты> области не приняты, предусмотренная законодательством процедура предоставления земельного участка не завершена, тогда как решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки г.<данные изъяты> изложены в новой редакции, которой изменена карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. В соответствии с внесенными изменениями спорные земельные участки расположены в границах территории общего пользования, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется, что исключает использование заявителями участков под ИЖС (л.д.37). С учетом изложенного, суд находит доказанным то обстоятельство, что испрашиваемые Ситченковой и Назарьевой земельные участки относятся к землям общего пользования, поскольку эти участки, на которых имеются зеленые насаждения (березовая роща), свободны от каких-либо объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, ими может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (общедоступны) и в силу установленного законодателем запрета, как принадлежащие публичному образованию, входящие в состав сформированного под зеленую зону и поставленного в этом качестве на кадастровый учет участка земли, границы которого определены и который нормативным актом представительного органа местного самоуправления отнесен к территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется, не могут быть предоставлены в собственность заявителей. При таком положении, у Администрации г.<данные изъяты> и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> оснований для согласования и утверждения представленных схем расположения участков не имелось, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление Ситченковой Н.Д., Назарьевой Г.Н. об оспаривании действий (бездействия) Администрации г.<данные изъяты>, Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.<данные изъяты> и возложении обязанности по согласованию и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий А.В.Кудряшов