О возложении обязанности по принятию ряда санитарно-эпидемиологических мер



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011г.                                                                                                                            г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Барашковой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц к N.», Департаменту <данные изъяты> области по социальному развитию о возложении обязанности по проведению комплекса санитарно-эпидемиологических мер и выделении денежных средств,

у с т а н о в и л:

Прокурор <данные изъяты> района г.Смоленска в порядке уточнения обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к N.», Департаменту <данные изъяты> области по социальному развитию о возложении на учреждение обязанности по проведению комплекса санитарно-эпидемиологических мер в пищеблоке корпуса N. включая оборудование производственных, вспомогательных и санитарно-бытовых помещений корпуса приточно-вытяжной механической вентиляцией, размещение светильников пищевого корпуса в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2564-09, осуществление текущего ремонта пищеблока, производственных подсобных и складских помещений, а также принятие мер, направленных на использование столовой посуды, посуды для хранения и приготовления пищевых продуктов, соответствующей требованиями СанПиН 2.1.2.2564-09, а на Департамент - обязанности по осуществлению финансирования проведения учреждением названных санитарно-эпидемиологических мероприятий, указав, что допущенные учреждением нарушения санитарного законодательства существенно затрагивают права престарелых граждан и инвалидов, проживающих в геронтологическом центре.

Представитель прокураторы Сплошная Л.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель N.» Молчан Ю.А., возражая против удовлетворения иска, отметил, что допущенные нарушения будут устранены в течение 2011г. за счет экономии денежных средств, выделенных учреждению Департаментом на проведение ремонтных работ.

Представитель Департамента <данные изъяты> области по социальному развитию Коростелев Д.И. в судебном заседании иск не признал, сославшись на отсутствие правовых оснований для возложения на Департамент обязанности по выделению учреждению необходимых денежных средств.

Представитель третьего лица - Администрации <данные изъяты> области Барабанова Н.Л. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило; в представленном отзыве на иск указало на обоснованность содержащихся в нем требований.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан (часть 2).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу положений ст.8, 11 указанного выше Федерального закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что по результатам проведенных прокуратурой <данные изъяты> района г.Смоленска совместно с Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> области проверок соблюдения требований санитарного законодательства при организации работы пищеблока корпуса N.» выявлен ряд нарушений п.8.1 СанПин 2.1.2.2564-09 и п.п.4.4, 4.10, 4.15, 5.5, 5.6, 6.1, 6.9 СанПиН 2.3.6.1079-01, устанавливающих гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы, а также требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно - имеющаяся в пищеблоке вентиляционная система не функционирует, отверстия вентиляционных систем не закрыты мелкоячеистой сеткой; светильники располагаются над плитами, не все из них имеют защитную арматуру; ремонт помещений своевременно не производится, требуется обновление побелки потолков, ремонт облицовочной плитки стен и полов в местах, где она отсутствует; часть имеющейся в пищеблоке столовой посуды, а также посуды для приготовления и хранения пищевых продуктов выполнена не из нержавеющей стали, протвини для жарочных шкафов изношены (л.д.13, 32).

Факт наличия вышеперечисленных нарушений подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а также показаниями допрошенных по делу свидетелей Шевцова А.С., являющегося директором N.» и Ляпишевой Л.В., являющейся сотрудником Управления Роспоребнадзора по <данные изъяты> области.

Убедительных и неоспоримых доказательств, подтверждающих устранение выявленных недостатков, суду не представлено. К имеющимся в деле справке от ДД.ММ.ГГГГ и приказу от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельствующим о том, что в пищеблоке учреждения используется столовая посуда только из нержавеющей стали, которая имелась в наличии на складе СОГУ, суд относится критически, поскольку названные документы составлены учреждением в период судебного разбирательства, тогда как в период проводимых в марте и июне 2011г. проверок о наличии на складе необходимой посуды учреждением проверяющим не заявлялось.

Пунктом 2.2 Устава N.» определено, что основными задачами учреждения, созданного с целью социального обслуживания граждан престарелого возраста и инвалидов, являются: социальная защита проживающих в учреждении граждан, стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них надлежащих условий содержания; медицинское обследование и лечение граждан, организация досуга граждан и др.

С учетом доказанности факта нарушения N.» действующего санитарного законодательства суд возлагает на учреждение обязанность по устранению допущенных нарушений путем проведения комплекса указанных прокурором в иске санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Разрешая требование прокурора о возложении на Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию обязанности по выделению N.» денежных средств, в объеме необходимом для осуществления в пищеблоке корпуса соответствующих санитарно-эпидемиологических мероприятий, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.п.1.4, 1.6, 1.10 Устава СОГУ собственником имущества учреждения является <данные изъяты> область; учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента <данные изъяты> области по социальному развитию, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник (ст.120 ГК РФ).

Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию, в ведомственном подчинении которого находится учреждение, являясь отраслевым органом и главным распорядителем соответствующих денежных средств, осуществляет финансирование деятельности N., что признано представителем Департамента в ходе судебного разбирательства.

С учетом изложенного, в случае недостаточности у учреждения денежных средств, необходимых для осуществления поставленных перед ней собственником управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, собственник (его уполномоченный орган) обязан обеспечить достаточное финансирование учреждения с целью надлежащего осуществления последним возложенных на него задач.

При таком положении, при отсутствии у N.» денежных средств в объеме, достаточном для осуществления в пищеблоке корпуса всего комплекса упомянутых прокурором в иске санитарно-эпидемиологических мероприятий (л.д.14-16), суд возлагает на Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию обязанность по выделению учреждению необходимых денежных средств.

Доводы представителя СОГУ о том, что допущенные учреждением нарушения будут устранены в течение 2011г. за счет экономии денежных средств, выделенных учреждению Департаментом на проведение ремонтных работ по устройству скатной крыши жилого корпуса и находящихся в нем жилых помещений, а также на выполнение работ по замене системы горячего и холодного водоснабжения в корпусе , основаны на предположении о возможном наличии такой экономии, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание при разрешении настоящего гражданского дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> района г.Смоленска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать N.» осуществить в пищеблоке корпуса N. следующие санитарно-эпидемиологические мероприятия:

- вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией;

- светильники разместить в соответствии с требованиями СанПин 2.1.2.2564-09;

- произвести текущий ремонт пищеблока, производственных, подсобных и складских помещений;

- использовать столовую посуду, посуду для хранения и приготовления пищевых продуктов, предусмотренную СанПин 2.1.2.2564-09.

Обязать Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию выделить N.» денежные средства, в объеме необходимом для осуществления в пищеблоке корпуса N.» указанных санитарно-эпидемиологических мероприятий.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд <адрес>.

                Председательствующий                                                 А.В.Кудряшов