о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



<данные изъяты> № 2- 2638/11РЕШЕНИЕ

       Именем Российской Федерации

08 августа 2011 года     

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре                                 Санаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Журовой Н. В. к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

           Журова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указав, что ей необоснованно не включены в специальный стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы: ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также период нахождения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Истец в связи с длительным осуществлением педагогической деятельности просила обязать учреждение пенсионного обеспечения назначить ей трудовую пенсию по старости с 20 июля 2010 года - со дня обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании Журова Н.В. и ее представитель Птушкин А.М. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске.

Представитель ГУ- управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска просила в иске отказать, поскольку требовании Журовой Н.В. не основаны на положениях действующего пенсионного законодательства.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом, Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, периоды работы с 12 ноября 2002 года - по Списку и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Ко всем периодам работы могут быть применены Список и Правила от 29 октября 2002 года.

Списком от 29 октября 2002 года № 781 в разделе "Наименование учреждений" указаны общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил от 29 октября 2002 года установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Истец 20 июля 2010 года обратилась в ГУ -управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Смоленска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением ГУ -Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска от 13 октября 2010 года в назначении пенсии истцу было отказано со ссылкой на отсутствие 25-летнего специального стажа. В специальный стаж истца не были включены периоды ее работы <данные изъяты>. Специальный стаж истца согласно решению пенсионного обеспечения составил 18 лет 03 месяца 11 дней (л.д.8-10).

Как установлено судом, в период ДД.ММ.ГГГГ истец работала в должности <данные изъяты>, и это подтверждается записью в трудовой книжке истца (л.д.12 обратная сторона), данными содержащими в надлежащем образом оформленной справке работодателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

Истец в указанный период осуществляла в <данные изъяты> деятельность как <данные изъяты>

Журова Н.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ работала в должности социального <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> что подтверждается записью в трудовой книжке истца (л.д.13), сведениями, содержащимися в справке работодателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-27). Постановлением <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (л.д.14).

В разделе 1 "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, указана должность, в которой работала истец - учитель.

Согласно п. 5 Правил в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных лицеях.

Отказ в назначении трудовой пенсии в связи организационно-штатными документами этого общеобразовательного учреждения, содержащими сведения о наименовании учреждения как школа-комплекс, является необоснованным, поскольку из учредительных документов <данные изъяты> усматривается, что она является образовательным учреждением для детей.

<данные изъяты> являлась (является) общеобразовательным учреждением - школой, то есть учреждением, предусмотренным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Доказательств обратному стороной, не представлено.

Поскольку требования о выполнении педагогической нагрузки для включения периодов работы в стаж законодательно установлено с 01 сентября 2000 г., что следует из п. 4 Правил N 781, следовательно, указанные периоды подлежали включению в педагогический стаж для назначения пенсии безотносительно от условия выполнения нагрузки.

Право истца на получение пенсии как лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, производно от ее трудовой деятельности, следовательно в специальный стаж истца подлежат включению периоды её работы ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, руководствуются Списком должностей и учреждений и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.

Журовой Н.В. также заявлено требование о зачете в специальный трудовой стаж периода прохождения <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В спорный период времени, когда истец находилась на действительной военной службе в составе Вооруженных Сил СССР, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, следовательно, действовавшее в период службы Журовой Н.В, Положение от 17.12.1959 года № 1397 может быть применено в его деле, а само время службы, которое относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в специальный стаж независимо от времени обращения истца за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы неправомерное ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается только на основании федерального закона и лишь в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.

При зачете в стаж указанных периодов специальный стаж истца составляет не менее 25 лет и данное обстоятельство не дает истцу право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью.

С учетом изложенного требование истца о возложении на ответчика обязанности по назначению досрочной пенсии со дня обращения в органы пенсионного обеспечения с заявлением о назначении пенсии удовлетворению не подлежит.

На основании вышеизложенного, суд считает, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Иск Журовой Н. В. к ГУ - управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Смоленска о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости удовлетворить <данные изъяты>.

Обязать ГУ - управление Пенсионного фонда РФв Ленинском районе г.Смоленскавключить в стаж педагогической работы периоды работы Журовой Н.В. ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также период прохождения <данные изъяты> со ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию с 20 июля 2010 года - со дня обращения с заявлением.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней через Ленинский районный суд г.Смоленска.

Председательствующий                                       К.М.Макарова