Дело № 2-3003/11 Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года В составе: председательствующего судьи Малиновской И.Э. при секретаре Соловьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровского А.Н. к администрации г.Смоленска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Петровский А.Н. обратился в суд с иском к администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение № по <адрес> в порядке приватизации, указывая, что постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм управлению муниципального строительства администрации <адрес> ему как сотруднику управления предоставлено было нежилое помещение в общежитии для дальнейшего переоборудования под жилье за счет собственных средств. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № нежилое помещение площадью 64,8 кв.м. переведено в жилое при условии перепланировки его в соответствии с проектом. В соответствии с актом приемки в эксплуатацию от 22.04.2009 г. указанное помещение перепланировано в соответствии с проектом, и отвечает строительным нормам и правилам, пригодно к эксплуатации. При обращении к ответчику с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения получил отказ. Считает данный отказ незаконным, так как с 1 марта 2005 г. вступил в действие ЖК РФ, который не предусматривает выдачу ордеров; с 13 января 2005 г. вступил в действие ФЗ «О введении в действие ЖК ПФ» в соответствии, с которым она имеет право на приватизацию занимаемого жилья. Проживание её и её семьи не связано с работой, обучением, помещение в котором они проживают, не укомплектовано мебелью, договора найма специализированного жилого помещения с ней заключен не был. Таким образом, он фактически проживает в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находившихся в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Истец Петровский А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Ответчик- Администрации г.Смоленска в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в их отсутствие. В представленных письменных возражениях администрация г.Смоленска заявленные требования не признала, сославшись на неправильное толкование истцом ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ. Указала, что данная норма распространяется лишь на жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий. На жилые помещения в тех домах, которые изначально строились, вводились в эксплуатацию и использовались как общежития, а затем передавались в этом качестве в муниципальную собственность, положения ст.7 указанного Закона распространяться не могут. На жилые помещения в тех домах, которые изначально строились как общежития, вводились в эксплуатацию как общежитие, использовались как общежитие, положения ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не могут распространяться. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 154 «О приватизации жилищного фонда в РФ» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации, в связи, с чем просит в исковом требовании истцу о признания права собственности на жилое помещение в порядке бесплатной приватизации отказать. Суд, заслушав объяснения лиц явившихся в судебное заседание, исследовав письменные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В соответствии с положениями главы 8 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатсль) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия (ст.60 ЖК РФ). По условиям договора наниматель вправе вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, сдавать его в поднаем, осуществлять его обмен, а также иметь иные права, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма (части 1 и 2 ст. 67 ЖК РФ). На основании ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании ст. 8 названного Закона решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно ст.ст. 7 и 11 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В судебном заседании установлено постановлением администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № Управлению муниципального строительства администрации г.Смоленска сотруднику Петровскому А.Н. в общежитии <адрес> выделено нежилое помещение площадью 64,8 кв.м. расположенное на первом этаже рядом с жилым помещением № для дальнейшего его переоборудования за счет средств Петровского А.Н. под жилье (л.д. 8). Согласно постановлению администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ №-адм нежилое помещение площадью 64,8 кв.м. расположенное по <адрес> являющееся муниципальной собственностью <адрес> разрешено перевести в жилое при условии выполнения Петровским А.Н. в установленном порядке перепланировки в соответствии с проектом (л.д. 9-10). В соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ переведено, переоборудовано и перепланировано в соответствии с проектом помещение площадью 64,8 кв.м. расположенное по <адрес>, которое отвечает санитарно-эпидемиологическим, пожарным, строительным нормам и правилам, государственным стандартам и пригодно к эксплуатации (л.д. 11-13). Указанному жилому помещению постановлением администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № присвоен номер второй (л.д. 15). Из справки Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №, справки Починковского отделения Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №, справки Администрации Хиславичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Петровский А.Н. не имеет недвижимого имущества в собственности на территории Смоленской области, в приватизации жилья не участвовал (л.д. 14). В соответствии с кадастровым паспортом помещения от 15.12.2010 г. с поэтажным планом выданного Смоленского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от упомянутое жилое помещение является квартирой общей площадью 64,2 кв.м. (л.д. 17-18). Из пояснений истца данных в судебном заседании следует, что ему в период работы как работнику Управления муниципального строительства администрации г.Смоленска для решения жилищного вопроса было предоставлено не жилое помещение в <адрес> в выполнением за свой счет работ по его переоборудованию в жилое помещение. Впоследствии данное помещение было переведено в жилое, однако при обращении в администрацию г.Смоленска с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения ему было отказано. Постановлением Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ общежитие расположенное <адрес> было принято в муниципальную собственность (л.д. 23). В соответствии с выпиской из Реестра муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ жилой объект - расположенный <адрес> зарегистрирован в реестре муниципального имущества на основании постановления мэра г.Смоленска от 24.01.2006 г. № 142 (л.д. 22). Обстоятельства вселения и проживания истца в упомянутом жилом помещении фактически по договору социального найма ответчиком не оспаривается. Анализ исследованных по делу доказательств указывает, что истцу было выделено в связи с трудовыми отношениями спорное помещение, которое он за счет собственных средств и своими силами оборудовал из нежилого в жилое и вселился в квартиру. Суд считает отказ администрации г.Смоленска в заключении договора приватизации выше указанного жилого помещения незаконным по следующим основаниям. Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 2 ноября 2000 года № 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обуславливает возможность приватизации таких помещений. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств. С учетом изложенного, жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ) не ограничивает возможность приватизации таких помещений, поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» вступил в силу 13 января 2005г., в связи с чем, с этого дня действует ст.7 данного Федерального закона и с данного момента к отношениям по пользованию истцом спорным жилым помещением в общежитии применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий. В этой части доводы ответчика о невозможности приватизации истцами занимаемого ими жилого помещения, как предоставленного по договору социального найма после 1 марта 2005г. являются несостоятельными. Ссылки администрации г.Смоленска на невозможность применения к спорным отношениям ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ ввиду того, что она распространяет свое действие лишь на жилые помещения в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, а не на жилые помещения в общежитиях, нельзя признать обоснованными. Согласно п.2 Примерного положения об общежитиях (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988 № 328) общежития предназначаются для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома,каковым и является спорное домовладение.Кроме того, по смыслу ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ после вступления в силу данного Закона, то есть с 13 января 2005г. общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий. Соответственно, утрачивается и целевой характер предоставления этих жилых помещений, они фактически теряют свое специализированное назначение. В силу же ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2004) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность. Согласно ст.11 данного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Таким образом, на основании вышеуказанных правовых норм, принимая во внимание, что Петровский А.Н.фактически занимает жилое помещение на условиях договора социального найма, ранее правом приватизации не воспользовался, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать за Петровским А.Н. порядке приватизации право собственности на жилое помещение <адрес> общей площадью 64, 2 кв.м. Решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в 10-дневный срок. Председательствующий Малиновская И.Э.