Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 августа 2011 года Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего (судьи) Мацкив Л.Ю. при секретаре Барашковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поздняковой Е.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о выдаче разрешения на формирование земельного участка для предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и по иску Муравской В.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установил: Позднякова Е.И. обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее по тексту - Департамент) о понуждении выдать разрешение на формирование земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1800 кв.м. <адрес> <адрес> согласно прилагаемой схеме, ссылаясь на необоснованный отказ ответчика в реализации предусмотренного Областным законом <адрес> №-з от ДД.ММ.ГГГГ права истицы на однократное предоставление земельного участка по мотиву формирования испрашиваемого истицей земельного участка третьим лицом. Муравская В.А. признана судом третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора, ею заявлены самостоятельные требования к Департаменту о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, №-г. В обоснование иска указывает на то, что после принятии Департаментом положительного решения по формированию земельного участка в испрашиваемом ею месте, была изготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте), которая согласована УАиГ администрации <адрес> с последующей постановкой земельного участка на кадастровый учет. Считает необоснованными требования истицы относительно спорного участка, поскольку имея первоочередное право на получение испрашиваемого земельного участка, провела все мероприятия по его формированию. Позднякова Е.И., Муравская В.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Представитель Поздняковой Е.И. по доверенности Позднякова Т.И. исковые требования поддержала, указывая на то, что истица претендует на земельный участок кадастровым номером №. Представитель Муравской В.А. адвокат Кузина Н.И. поддержала требования Муравской В.А. по указанным в иске основаниям, требования Поздняковой Е.И. считает необоснованными. Департамент, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Смоленска в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, письменных возражений на иск не предоставили. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» инвалидам, ветеранам труда земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно. Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст.30 ЗК РФ осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Соответственно такое предоставление должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является лишь одним из этапов его предоставления. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент имущественных отношений <адрес> реорганизован в форме присоединения к нему Главного земельного управления <адрес> переименованием в Департамент имущественных и земельных отношений <адрес>, которому переданы функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре <адрес> - городе - герое Смоленске. Предоставление земельного участка возможно лишь при соблюдении требований земельного законодательства с учетом правового режима испрашиваемого земельного участка и разрешенного использования (ст. 1 ЗК РФ, ст. ст. 1, 18, 23, 36, 37 Градостроительного Кодекса РФ). Судом установлено, что Позднякова Е.И., проживая на территории <адрес>, как <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ(вх. №/З), обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 1800 кв.м. <адрес> <адрес> согласно прилагаемой схеме для индивидуального жилищного строительства (л.д. 7-10). Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил истице о том, что в настоящее время Департаментом рассматривается возможность формировании испрашиваемого земельного участка по ранее поданным заявлениям третьих лиц (л.д. 11). Муравская В.А., как жительница <адрес> и <данные изъяты>, ранее - ДД.ММ.ГГГГ (вх. №/З) также обратилась в Департамент с аналогичны заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1800 кв.м. по тому же адресу - согласно прилагаемой схеме (л.д. 34, 35). Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ № также отказал Муравской В.А. в выдаче разрешения на формирование спорного участка в связи с решением вопроса о предоставлении земельного участка третьему лицу (л.д. 36). ДД.ММ.ГГГГ Муравская В.А. повторно обратилась с заявлением о предоставлении указанного в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ участка (л.д. 37-38), на что Департаментом письмом от ДД.ММ.ГГГГ № было предложено предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (л.д. 39). Муравской А.В. осуществлено формирование спорного земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером № с разрешенным использованием «для индивидуального жилищного строительства» (л.д. 19, 21-23, 34-43, 54-60). Анализируя имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему. Действующее законодательство не предусматривает безусловной обязанности уполномоченного органа передать земельный участок в собственность заинтересованного частного лица по его требованию; предусмотренные законом основания для предоставления в собственность граждан земельных участков предполагают регулирование отношений по предоставлению свободных земельных участков. Условия передачи свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства регламентируются ст. 30 ЗК РФ, т.е. обязательным проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется в собственность или в аренду без такого согласования мест размещения объектов. Согласно п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта предполагает: проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В соответствии со ст. 32 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ №, предоставление участка без предварительного согласования осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах). К таким земельным участкам, в частности, относятся земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется по заявлению заинтересованных граждан или юридических лиц о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Пунктами 6.2.1, 6.3-1.1 Положения о регулировании земельных отношений на территории <адрес>, утвержденного решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № (действовавшего в период спорных отношений), также было предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства без предварительного согласования места размещения осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно п. 6.5.1 указанного Положения граждане, обладающие льготами в соответствии с федеральными законами, областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-з, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, обращаются с заявлением. Заявление после рассмотрения направляется для подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо ответа об отказе в предоставлении. Вопросы землепользования регулируются не только нормами ЗК РФ, но и нормами Градостроительного кодекса РФ, которые раскрывают содержание термина "формирование земельного участка". Так, согласно ч. 4 ст. 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает подготовку проекта границ земельного участка и установление его границ на местности. В соответствии со ст. 44 Градостроительного кодекса РФ к застроенным или предназначенным для строительства земельным участкам применяется подготовка градостроительных планов земельных участков, в составе которых указываются границы земельного участка и информация о разрешенном использовании земельного участка. Из вышеизложенного следует, что проведение работ по формированию земельного участка является одним из этапов его предоставления, а землеустроительное дело и постановка земельного участка на кадастровый учет производится за счет заявителя; само предоставление земельных участков в собственность бесплатно носит заявительный характер. Поскольку порядок предоставления земельного участка в случае обращения за его предоставлением нескольких лиц Земельным кодексом Российской Федерации не регламентирован, то необходимо руководствоваться принципами земельного законодательства: справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков. При наличии нескольких заявок на предоставление земельного участка для строительства необходимо обеспечить законные интересы всех лиц, их подавших (п. 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ). Учитывая, что Муравской В.А. процедура обращения с заявлением о предоставлении земельного участка соблюдена, к заявлению приложены необходимые документы, выполнены все необходимые действия для осуществления землеотвода (проведено межевание, участок поставлен на кадастровый учет, предприняты меры по получению необходимых технических условий), что в целом свидетельствует о фактическом завершении ею процедуры предоставления спорного участка, требования Муравской В.А. суд находит подлежащими удовлетворению. Доводы представителя Поздняковой Е.И. о том, что отказ в предоставлении ей земельного участка незаконен, что участок на момент ее обращения ДД.ММ.ГГГГ был свободен от притязаний третьих лиц, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, из пояснений представителя Муравской В.А. видно, что спорный участок разрешался Департаментом к формированию Павловой Е., которая впоследствии отказалась от земельного участка, о чем узнал сын Муравской В.А. и передал информацию матери. Поэтому Муравская В.А. ДД.ММ.ГГГГ сразу после отказа Павловой Е. подала повторное заявление в Департамент. Требуемый Муравской В.А. размер предоставляемого земельного участка (1800 кв.м.) не превышает установленный Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением 15 сессии Смоленского городского Совета 4 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, максимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из находящихся в государственной собственности <адрес> земель для размещения индивидуального (одноквартирного) жилого дома. Поскольку спорный земельный участок не свободен, а фактически предоставлен Муравской В.А. по ранее поданному в декабре 2010 года заявлению, исковые требования Поздняковой Е.И. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Поздняковой Е.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес> о выдаче разрешения на формирование земельного участка для предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства отказать. Исковые требования Муравской В.А. удовлетворить. Обязать Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> предоставить Муравской В.А. в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение 10 дней. Председательствующий судья Л.Ю.Мацкив <данные изъяты>а