РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 10 августа 2011 года г. Смоленск Ленинский районный суд г. Смоленска В составе: Председательствующего судьи Кудряшова А.В. при секретаре Барашковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратова А.И. к Департаменту <данные изъяты> области по социальному развитию о признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как участника Великой Отечественной войны и возложении обязанности по предоставлению единовременной денежной выплаты, установил: Панкратов А.И. в порядке уточнения обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту <данные изъяты> области по социальному развитию, отметив, что как лицо, принимавшее участие в боевых действиях в районе озера Жаланашколь в августе 1969г., приравненное в правах и льготах к участникам Великой Отечественной войны и принятое органом местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Однако ответчик неправомерно отказывает в реализации такого права, ссылаясь на то, что на лиц, не принимавших непосредственное участие в боевых действиях в период ВОВ, названная льгота не распространяется. Представитель истца Золотенький А.Н. в судебном заседании поддержал иск в полном объеме, указав, что законодатель приравнивает к лицам, участвующим в Великой Отечественной войне участников других определенных Законом боевых действий по защите Отечества, предоставляя им, тем самым, тот же объем мер оказываемой социальной поддержки, в том числе, в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Представитель Департамента <данные изъяты> области по социальному развитию Корнеенков А.П., возражая против удовлетворения иска, сослался на отсутствие у Панкратова равного с участниками ВОВ права на обеспечение жильем. Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Министерство регионального развития Российской Федерации, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило. В представленных возражениях на иск, не оспаривая право истца на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, указало на то, что <данные изъяты> области, которой переданы соответствующие государственные полномочия, выделены необходимые денежные средства (в виде субвенций) на предоставление жилых помещений соответствующим категориям граждан. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 того же Закона. В силу п.п.1-3 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов Великой Отечественной войны определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. По делу установлено, что Панкратов А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является участником боевых действий в районе озера Жаланашколь в августе 1969г., в связи с чем, ему выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, из которого усматривается, что истец имеет права и льготы, установленные ст.15 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.6-16). Постановлением Главы Администрации МО «<данные изъяты> район <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ № истец, как участник указанных боевых действий с составом семьи 3 человека, включая супругу П. и дочь М., принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.23-26, 28). Из имеющейся в материалах дела справки Администрации МО «<данные изъяты> район <данные изъяты> области» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Панкратов в списке граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий числится как ветеран ВОВ под № (л.д.27). При обращении истца в Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию по вопросу предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, как участника ВОВ, Панкратову А.И. было в этом отказано со ссылкой на то, что в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ, изложенными в письме от 19.03.2010г. №10496-ск/07 законодатель, наделяя ветеранов боевых действий правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме. Исходя из этого, указанные категории граждан, непосредственно не принимавшие участие в военных действиях в период 1941-1945 годов, обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 не подлежат (л.д.32-35). Вместе с тем, занятую ответчиком правовую позицию нельзя признать правомерной. Согласно подп. «а» подп.1 п.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии не только в период Великой Отечественной войны, но и в период других боевых операций по защите Отечества. Перечень боевых операций по защите Отечества, участники которых вправе претендовать на статус ветерана ВОВ рассматриваемой категории, а также периоды их проведения содержатся в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», согласно которому на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в данных разделах распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах». Боевые действия в районе озера Жаланашколь (август 1969 года) включены в раздел I названного Перечня. Таким образом, нормы права, регулирующие социальные гарантии, льготы и меры социальной поддержки участников боевых действиях в районе озера Жаланашколь, носят отсылочный характер. Меры социальной поддержки для участников ВОВ предусмотрены ст.15 ФЗ «О ветеранах», следовательно, при определении перечня мер социальной поддержки, предоставляемых участникам боевых действиях в районе озера Жаланашколь, необходимо руководствоваться названной статьей упомянутого Закона, которой прямо предусмотрено право участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. С учетом этого, положения действующего законодательства о предоставлении участникам боевых действий в районе озера Жаланашколь мер социальной поддержки, установленных для участников ВОВ, не могут толковаться как не предусматривающие обеспечение их жильем на основании ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Исходя из этого, ссылки ответчика на письмо Министерства регионального развития РФ от 19.03.2010г. №10496-ск/07, содержащее иное толкование действующего законодательства и не носящее нормативного (общеобязательного) характера, признаются судом несостоятельными. Данные разъяснения Минрегиона России являются лишь позицией названного министерства по вопросу применения норм действующего законодательства РФ в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II приложения к Федеральному закону «О ветеранах», которая, по мнению суда, противоречит действующему законодательству и произвольно сужает круг лиц, которым предоставляется такая мера социальной поддержки, как улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. При таких обстоятельствах за Панкратовым А.И., как лицом, приравненным в правах к участникам ВОВ, подлежит признанию право на обеспечение жильем на основании п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В <данные изъяты> области вопросы предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан регулируются Законом Смоленской области от 29.12.2009 №154-з «О предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на территории Смоленской области». В соответствии со ст.ст.2-3 данного Закона форма меры социальной поддержки по обеспечению жильем и порядок предоставления жилых помещений определяются нормативным правовым актом Администрации Смоленской области. В целях предоставления гражданам, указанным в п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий, меры социальной поддержки по обеспечению жильем уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере социальной защиты населения формируются и ведутся сводные списки граждан. Постановлением Администрации Смоленской области от 09.03.2010 №98, которым установлено, что формой предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им жилых помещений в собственность либо предоставление им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, утвержден Порядок предоставления в Смоленской области названой меры социальной поддержки, в соответствии с п.1.3, п.3.1 которого упомянутая единовременная выплата предоставляется гражданам, выбравшим эту форму предоставления меры социальной поддержки, включенным в сводные списки в порядке очередности. При этом в силу п.5 Порядка формирования и ведения сводных списков отдельных категорий граждан, которым предоставляется мера социальной поддержки по обеспечению жильем, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 15.03.2010 №110 сводные списки граждан формируются уполномоченным органом на основании списков граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При таком положении, с учетом установленного судом права Панкратова А.И. на обеспечение жильем на основании п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», подлежит удовлетворению и исковое требование о возложении на Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию обязанности по предоставлению истцу в установленном порядке единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, исходя из даты принятия его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Панкратовым А.И., как участником Великой Отечественной войны право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета на основании п/п.2 п.3 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Обязать Департамент <данные изъяты> области по социальному развитию в установленном порядке предоставить Панкратову А.И. единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, исходя из даты принятия его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях - ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней. Председательствующий А.В.Кудряшов