Решение о востанновлении льготы



                                                                                                     Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2011г.                                                                                                        г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Коженовой Т.В.

при секретаре: Сененковой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болотникова Б.И. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию предоставлении льготы ветерана труда,

у с т а н о в и л:

Болотников Б.И., уточнив требования, обратился в суд с указанным выше иском к Администрации Смоленской области, указав, что является одновременно ветераном труда и инвалидом 2 группы по общему заболеванию. Согласно ст.28.1 федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»(в редакции 22.08.2004г.) получает ежемесячную денежную выплату в размере 1 800 рублей, часть суммы которой идёт на компенсацию льгот НСУ. Этот же закон, передавая полномочия по обеспечению льгот ветеранам труда на региональный уровень, сохранил за ним полный набор ветеранских льгот, исключая льготы по НСУ; запретил снижение уровня социальной поддержки. Согласно п.п.2, п.1 ст.3 Закона Смоленской области № 95-з от 14.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда......» он, как ветеран труда, имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. Однако, этой льготы он необоснованно лишен, просит обязать ответчика предоставить ему льготу по зубному протезированию.

Судом в качестве соответчика по делу привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.

В качестве третьего лица судом к участию в деле привлечено Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Смоленска.

Болотников Б.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Смоленской области Казаков А.А. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласился, указал, что администрацией Смоленской области было принято постановление от 31.12.2004г. №383 об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области. Указанным постановлением определен порядок предоставления льготы ветеранам-сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставляющих меру социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов доводятся до ветеранов Департаментом Смоленской области по социальному развитию, поэтому администрация Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Корнеенков А.П. в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск(л.д.12).

Представитель Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Промышленном районе г.Смоленска Ковалёва О.В. в судебном заседании исковые требования считала необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Заслушав объяснения истца, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ(ред.01.07.2011г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов-система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения(компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества(в ред.ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ).

Социальная поддержка инвалидов-система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Из преамбулы вышеуказанного закона следует, что предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации(в ред.ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 28.1 указанного выше закона ежемесячная денежная выплата инвалидам второй группы, детям-инвалидам устанавливается в размере 1 544 рублей.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается(за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации(ст.28.2).

В силу ст.31 указанного выше закона в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту(независимо от основания установления меры социальной защиты) (в ред. ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ).

Областной закон № 95-з от 14.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» устанавливает меры социальной поддержки проживающих на территории Смоленской области ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев...(ст.1).

В соответствии со ст. 2 указанного выше закона ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы и труженикам тыла, проживающим на территории Смоленской области, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим законом.

При наличии оснований лицо одновременно может иметь право на меры социальной поддержки по нескольким статьям настоящего закона, а также на меры социальной поддержки, установленные иными областными нормативными правовыми актами.

При наличии у лица права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям, установленным областными нормативными правовыми актами, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору лица.

В силу ст.3 вышеуказанного закона ветеранам труда после установления им в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсии независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

2)бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов(кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики);

5)денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг(распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим законом, являются расходными обязательствами Смоленской области(ст.6).

Постановлением Администрации Смоленской области от 31.12.2004г. № 383 утвержден порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области.

В соответствии с п.4 указанного выше постановления мера социальной поддержки в виде бесплатных изготовления и ремонта зубных протезов(кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) предоставляется ветеранам и труженикам тыла юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, отобранными в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставляющих данную меру социальной поддержки, доводятся до ветеранов и тружеников тыла отделами(секторами) социальной защиты населения Департамента Смоленской области по социальному развитию по месту их жительства(в ред.постановления Администрации Смоленской области от 1.12.2009г. № 846).

В силу п.12 вышеуказанного порядка получателю, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным областными нормативными правовыми актами, ежемесячная денежная выплата назначается отделом(сектором) социальной защиты населения Департамента по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Судом установлено, что Болотников Б.И. является инвалидом второй группы по общему заболеванию(л.д.4) и имеет звание «Ветеран труда»(л.д.6).

Согласно ст.28.1 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере 1544 рублей;

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»(в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию и в соответствии с п.2 ст.28.1 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» получает ежемесячную денежную компенсацию.

Мера социальной поддержки-бесплатное протезирование и ремонт зубных протезов(кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена.

Кроме того, истец, имея звание «Ветеран труда», и согласно пп.5 п.1 ст.3 Закона Смоленской области от 14.12.2004г. №95 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» получает ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного нормативным правовым актом Администрации Смоленской области в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, и распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветеранов труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Это обстоятельство ответчиками не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела(л.д.13).

Истец выбрал способ получения единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из смысла указанных выше правовых норм следует, что поскольку областным Законом № 95-з от 14.12.04г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области» предусмотрена такая мера социальной поддержки Ветеранов труда как бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов( кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и данная норма по мнению суда повышает по сравнению с Федеральным Законом № 181 -ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» уровень социальной защиты Болотникова Б.И., должно быть применено положение областного Закона № 95-з от 14.12.94г. о предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов(кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент Смоленской области по социальному развитию, т.к. это главный распорядитель бюджетных средств и уполномоченный на соответствующее финансирование орган.

Утверждение ответчиков о том, что предоставление истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного протезирования и ремонт зубных протезов в соответствии с областным законом № 95-з не представляется возможным, поскольку он получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с законом № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» суд находит несостоятельным, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства.

В соответствии с п.19 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов, или ответчиков.

При таких обстоятельствах, государственная пошлина с ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Болотникова Б.И. удовлетворить частично.

Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить Болотникову Борису Иосифовичу льготу в виде социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, установленную областным законом №95-з от 14.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, ветеранов военной службы, ветеранов государственной службы и тружеников тыла на территории Смоленской области».

В удовлетворении иска Болотникова Бориса Иосифовича к администрации Смоленской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 10 дней.

                        

Председательствующий (судья)                                                                        Т.В.Коженова

Решение в окончательной форме изготовлено 22.08.2011г.